На предприятии «ТТЦ Кузбасстехника» данный метод частично может применяться, т.к. в условиях авторитарного стиля руководства, который вряд ли сменится демократическим при том же руководителе, коллектив образовался из тех сотрудников, которые предпочитают, чтобы большинство их действий были четко определены. Но регламентация их действий должна оставлять хотя бы небольшую возможность для творчества.
8) Мотивация сотрудников.
Данный метод эффективно применяется для формирования корпоративной культуры предприятия, т.к. мотивация руководителем предприятия нужных действий сотрудников позволяет создать нужное соотношение всех элементов организационной культуры предприятия «Сибконсалтинг».
Наиболее активно на предприятии следует использовать психологические методы мотивации, менее активно – экономические и почти не использовать административные. Такое соотношение методов мотивации почти полностью соблюдается на предприятии «Сибконсалтинг», в то время, как на предприятии «ТТЦ Кузбасстехника» применяются, в основном, административные и экономические методы.
9) Регулирование конфликтов.
Использование данного метода будет эффективно работать на формирование, поддержание и устранение отдельных элементов корпоративной культуры предприятий в случае применения педагогических методов решения конфликтов, осуществляемых коллективом или руководителем.
До того, как начать использование перечисленных методов, руководителю нужно разъяснить сотрудникам необходимость трансформации корпоративной культуры и следующих за этим выгод для организации и для них лично.
Таким образом, проанализировав корпоративную культуру предприятий «Сибконсалтинг» и «ТТЦ Кузбасстехника», можно отметить принадлежность первой по характеру взаимоотношений к культуре задачи, характеризующейся ориентацией на результат, командным способом работы, высокой адаптацией к внешним условиям, коллективной оценкой труда, высоким уровнем профессионализма сотрудников, а второй – к культуре власти, характеризующейся авторитарным стилем руководства, единоличным принятием решений, жесткой субординацией, подавлением инициативы снизу. По степени общности оба корпоративные культуры предприятий относятся к доминирующей, по степени укорененности ценностей и верований – к сильной. По степени влияния на результаты труда корпоративная культура предприятия «Сибконсалтинг» относится к положительной, а корпоративная культура предприятия «ТТЦ Кузбасстехника» - к отрицательной.
Элементы корпоративной культуры предприятия «Сибконсалтинг» на поверхностном уровне включают в себя высокий уровень коммуникаций, молодежно-деловой стиль одежды, демократичность стиля руководства, авторитет директора, свободный график работы; на подповерхностном уровне – командный способ работы, оценка по вкладу в общий результат, интенсивные информационные потоки, поощрения инициативы и творчества сотрудников, честность, простота организационного устройства; на глубинном уровне – доверительные отношения, внимание к людям, оптимизм, развитое чувство удовлетворенности от результатов труда и принадлежности к группе.
Элементы корпоративной культуры предприятия «ТТЦ Кузбасстехнка» на поверхностном уровне включают в себя беспрекословное подчинение руководителю, деловой стиль одежды, четкость и быстроту действий сотрудников, дисциплину, на подповерхностном – абсолютную компетенцию директора, оплата труда в соответствии с субъективной оценкой руководителя, определение положения сотрудника преданностью руководителю, запрет на общение сотрудников с поставщиками и клиентами без разрешения руководителя, на глубинном – необходимость качества обслуживания лишь для избежания наказания, запрет на лишние разговоры.
К объективным элементам корпоративной культуры предприятия «Сибконсалтинг» относятся следующие: скромное оформление офиса, центральное расположение относительно границ города, наличие необходимых единиц мебели и оборудования. Объективные элементы корпоративной культуры предприятия «ТТЦ Кузбасстехника»: удобное расположение офиса, значительный моральный и физический износ компьютерного оборудования и мебели, отсутствие ремонта в офисе.
Фундаментальные ценности корпоративной культуры (мифы, символы, лозунги, корпоративные церемонии и мероприятия) на предприятиях выражены слабо.
К задачам формирования корпоративной культуры предприятия «Сибконсалтинг» можно отнести формирование делового стиля одежды, соответствующее оформления офиса, частичная регламентация графика работы, поддержание положительных элементов корпоративной культуры, формирование благоприятного внутреннего и внешнего имиджа.
К задачам формирования корпоративной культуры предприятия «ТЦЦ Кузбасстехника» можно отнести: обеспечение реализации внутреннего потенциала сотрудников, смягчения контроля за деятельностью персонала, оплата по результатам труда пропорционально вложенному вкладу, обеспечение вовлеченности персонала в деятельность предприятия, обеспечение сплоченности коллектива и высокого качества обслуживания.
Для формирования необходимых элементов корпоративной культуры предприятий следует использовать следующие методы: разработка образных способов выражения ценностей корпоративной культуры, ролевое моделирование, формализация критериев оценки труда, кадровая политика, обеспечение информационных потоков, система мотивации и регулирование конфликтов.
Заключение
Организационное окружение каждого предприятия предстает как его корпоративная культура – система ценностей, верований, представлений, правил, процедур и норм, принимаемых большинством сотрудников.
Корпоративная культура аккумулирует ценности, способствует развитию персонала, устанавливает правила разрешения конфликтов, определяет роль и место каждого сотрудника, устанавливает определенные виды коммуникаций, создает внутренний и внешний имидж предприятия, а также регламентирует правила и нормы поведения.
Корпоративные культуры различных организаций отличаются по характеру (культура роли, власти задачи, личности), степени общности (доминирующая культура, субкультура, контркультура), «силе» (сильная, слабая) и влиянию на деятельность предприятия (положительная, отрицательная). Тем не менее, все корпоративные культуры содержат обряды, ритуалы, церемонии, символы, предания, героев, девизы и лозунги. Особое место в корпоративной культуре занимают ценности, которые могут включать миссию фирмы, «лицо» фирмы, способы принятия решений, стиль руководства, обращение с людьми, характер контактов, дисциплину и т.д.
За счет формирования ценностей корпоративная культура может значительно влиять на организационную эффективность. На формирование корпоративной культуры предприятия влияют национальные особенности, но также возможно использование опыта зарубежных стран. На формирование корпоративной культуры влияют факторы внешней адаптации (миссия, цели, средства, контроль и корректировка действий) и внутренней интеграции (язык, критерии входа и выхода, власть и статус, личные отношения, религия и идеология, награждение и наказание).