Среди методов создания новых ценностей следует выделить использование лозунгов, мифов, символов, историй и легенд, определение задач менеджмента, обеспечение информационных потоков, активная кадровая политика, регламентация деятельности сотрудников, система мотивации, регулирование конфликтов. При необходимости на некоторых предприятиях возможно использование регламентации, как метода формирования корпоративной культуры посредством создания особых документов: корпоративных правил и документов, подробно описывающих все трудовые ситуации.
Проанализировав корпоративную культуру предприятий «Сибконсалтинг» и «ТТЦ Кузбасстехника», можно отметить принадлежность первой по характеру взаимоотношений к культуре задачи, характеризующейся ориентацией на результат, командным способом работы, высокой адаптацией к внешним условиям, коллективной оценкой труда, высоким уровнем профессионализма сотрудников, а второй – к культуре власти, характеризующейся авторитарным стилем руководства, единоличным принятием решений, жесткой субординацией, подавлением инициативы снизу. По степени общности оба корпоративные культуры предприятий относятся к доминирующей, по степени укорененности ценностей и верований – к сильной. По степени влияния на результаты труда корпоративная культура предприятия «Сибконсалтинг» относится к положительной, а корпоративная культура предприятия «ТТЦ Кузбасстехника» - к отрицательной.
Элементы корпоративной культуры предприятия «Сибконсалтинг» на поверхностном уровне включают в себя высокий уровень коммуникаций, молодежно-деловой стиль одежды, демократичность стиля руководства, авторитет директора, свободный график работы; на подповерхностном уровне – командный способ работы, оценка по вкладу в общий результат, интенсивные информационные потоки, поощрения инициативы и творчества сотрудников, честность, простота организационного устройства; на глубинном уровне – доверительные отношения, внимание к людям, оптимизм, развитое чувство удовлетворенности от результатов труда и принадлежности к группе.
Элементы корпоративной культуры предприятия «ТТЦ Кузбасстехнка» на поверхностном уровне включают в себя беспрекословное подчинение руководителю, деловой стиль одежды, четкость и быстроту действий сотрудников, дисциплину, на подповерхностном – абсолютную компетенцию директора, оплата труда в соответствии с субъективной оценкой руководителя, определение положения сотрудника преданностью руководителю, запрет на общение сотрудников с поставщиками и клиентами без разрешения руководителя, на глубинном – необходимость качества обслуживания лишь для избежания наказания, запрет на лишние разговоры.
К объективным элементам корпоративной культуры предприятия «Сибконсалтинг» относятся следующие: скромное оформление офиса, центральное расположение относительно границ города, наличие необходимых единиц мебели и оборудования. Объективные элементы корпоративной культуры предприятия «ТТЦ Кузбасстехника»: удобное расположение офиса, значительный моральный и физический износ компьютерного оборудования и мебели, отсутствие ремонта в офисе.
Фундаментальные ценности корпоративной культуры (мифы, символы, лозунги, корпоративные церемонии и мероприятия) на предприятиях выражены слабо.
К задачам формирования корпоративной культуры предприятия «Сибконсалтинг» можно отнести формирование делового стиля одежды, соответствующее оформления офиса, частичная регламентация графика работы, поддержание положительных элементов корпоративной культуры, формирование благоприятного внутреннего и внешнего имиджа.
К задачам формирования корпоративной культуры предприятия «ТЦЦ Кузбасстехника» можно отнести: обеспечение реализации внутреннего потенциала сотрудников, смягчения контроля за деятельностью персонала, оплата по результатам труда пропорционально вложенному вкладу, обеспечение вовлеченности персонала в деятельность предприятия, обеспечение сплоченности коллектива и высокого качества обслуживания.
Для формирования необходимых элементов корпоративной культуры предприятий следует использовать следующие методы: разработка образных способов выражения ценностей корпоративной культуры, ролевое моделирование, формализация критериев оценки труда, кадровая политика, обеспечение информационных потоков, система мотивации и регулирование конфликтов.
Применение вышеописанных методов, способствующих улучшению корпоративной культуры предприятий «Сибконсалтинг» и «ТТЦ Кузбасстехника», позволит организации успешно функционировать на развивающемся рынке консалтинговых услуг Кемеровской области, внося соответствующий вклад в экономику региона. Развитие корпоративной культуры на российских предприятиях в целом будет способствовать динамичному развитию экономики страны.
[1] http://www.hr-portal.ru/pages/okk/kkap.php
[2] http://www.hr-portal.ru/pages/okk/kkap.php
[3] http://www.hr-portal.ru/2/node/828
[4] Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс/ О.С. Виханский. – М.: Изд-во МГУ, 1995, с. 75
[5] http://www.hr-portal.ru/pages/okk/iftok.php
[6] http://www.hr-portal.ru/pages/okk/ook.php
[7] Глухов, В.В. Менеджмент/ В.В. Глухов. – СПб.: «Специальная литература», 1999, с.33
[8] Большаков, А.С. Менеджмент/ А.С. Большаков. – СПб.: «Питер», 2000, с. 44
[9] http://www.emd.ru
[10] http://www.emd.ru
[11] Николаева, Г. Организационная культура предприятия// Человек и труд, 2006 №9 с. 78
[12] http://www.hr-portal.ru/2/node/870
[13] Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика./В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2001, с.53
[14] http://www.hr-portal.ru/2/node/828
[15] Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика./В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2001, с. 52
[16] http://www.hr-portal.ru/2/node/870
[17] http://www.hr-portal.ru/2/node/828
[18] http://www.hr-portal.ru/pages/okk/tko.php
[19] http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_32/article_316/
[20] Большаков, А.С. Менеджмент/ А.С. Большаков. – СПб.: «Питер», 2000 стр. 45
[21] http://www.hr-portal.ru/pages/okk/pkk.php
[22] http://www.hr-portal.ru/pages/okk/pkk.php
[23] Попов, Ю.В. Общий менеджмент/ Ю.В Попов. – Кемерово: «Кузбассвузиздат», 1998 г. Стр. 43-44
[24] http://www.hr-portal.ru/pages/okk/kp.php
[25] http://ru.wikipedia.org/wiki/Организационная_культура
[26] http://www.hr-portal.ru/2/node/870
[27] Андреев, А. Магия и культура в науке управления./А. Андреев. – СПб.: Тропа Троянова, 2000, с. 152
[28] Большаков, А.С. Менеджмент/ А.С. Большаков. – СПб.: «Питер», 2000 стр. 45-47
[29] http://www.hr-portal.ru/pages/okk/kkap.php
[30] http://www.hrm.ru/db/hrm/2A1D7F23314B5619C3256AAB00446D81/category.html
[31] http://www.management.com.ua/hrm/hrm022.html
[32] http://www.hr-portal.ru/pages/okk/kkap.php
[33] http://www.hr-portal.ru/pages/okk/kkap.php
[34] http://www.management.com.ua/hrm/hrm022.html
[35] http://www.hr-portal.ru/2/node/733
[36] Гневко, В.А., Яковлев, В.П. Менеджмент: социально-гуманитарное измерение, 1998 с. 27