1. должно быть учтено проявление человеческого фактора
2. необходимо отражение в модели пространственно-временной распределенности системы
3. учет разнообразия условий функционирования - производственные факторы настолько различны по своему действию, что говорить об однородности очень трудно.
4. необходимость переработки необозримого объема информации - равнение на слабейшее звено в системе
5. необходимость избегать деформации информации в собственных целях
Факторы, влияющие на орг. структуру системы и на ее модель :
1. цели, стоящие перед управляемым объектом
2. ресурсы, необходимые системе или объекту управления
3. технология : масштаб и тип производства. Операционность процесса (количество и сложность операций процесса)
4. организационно-технический уровень производства : уровень выпускаемой продукции, используемой технологии, используемых средств производства, корпоративная культура
5. макросреда, окружающая предприятие
Вопрос 2 : Закономерности формирования орг. структур СУ.
Условные обозначения :
- r - число инстанций между данным элементом СУ и каждым остальным элементом СУ.
- H - критерий управляемости и связанности (потенциал управления и его
эффективность) ® max/
- R - параметр взаимодействия между элементами (число решаемых или задач управления)
R+RA = 1 , где R - доля непосредственных связей между элементами, RA - доля функций или связей центрального управления
- М - число объектов управления
а) r=2
Прямое (централизованное управление)
[один уровень управления]
Каждый элемент связан с другим через центральный уровень управления.
а - перерабатывает колоссальное количество информации
r = 2 - равен удвоенному числу уровней управления
Ha>1 - очень высок, но не осуществим из-за колоссального количества информации
б) r = 4
Hб<На
линейное управление
Ra + Rb + Rc = 1
в) Нв>Нб [за счет обособления функций в а иb]
Линейно-функциональное управление.
В рамках линейного и функционального управления объекты связаны через 2 инстанции, а смешанные вопросы в рамках линейного и функционального руководства связаны только через центральный орган.
г)
Процедура разделения функций может продолжаться сколь угодно долго, например, для трех параллельных управлений а, b, c с центральным управлением в центре d. В соответствии с этим получим Нг>Нв, поскольку только функция координации Ra осуществляется через 1/4 часть, т.е. Rc=1/4, Þ роль координационного центра уменьшается, увеличивается роль самостоятельных центров.
Однако эффект снижается из-за худшей централизации по сравнению с вариантом а).
ß
д) Придание самостоятельности органам управления
Hд>=На
Наилучшим образом проблема целостности системы решается, если объекты управления вступают в непосредственные связи на своем уровне, т.е. через одну инстанцию.
Если бы такие связи не вступали в противоречие друг с другом, то потенциал самоуправления был бы в 2 раза выше, чем На и тем больше, чем меньше доля централизованного управления.
е)
Разрешение противоречия через 3 - а - 1, 2 - а - 1.
Конфликтная ситуация между объектами 2 и 3.
R + Ra =1
задачи, решаемые задачи, решаемые
самостоятельно централизованно
1. Прямое управление невозможно из-за большого объема информации.
2. Потенциал управления (эффективность управления) - возможность принимать необходимое и достаточное количество управленческих решений в зависимости от технической оснащенности - тем меньше, чем больше уровней управления, т.к. часть объектов оказывается связанной между собой удвоенным числом инстанций.
3. Для снижения "чиновничьего шума" в линейной организации строят иерархию не по древовидному виду, а по смешанному типу.
4. При чрезмерном увеличении функциональных звеньев эффект управления снижается из-за ухудшения централизованного управления (координации).
5. Проблема связанности системы управления наилучшим образом решается, если элементы непосредственно контактируют на своем уровне.
6. Из-за противоречий, которые решаются централизованно, потенциал самостоятельного управления снижается.
Вопрос 3 : Правила оптимизации орг. структур СУ.
1. Максимально развивать непосредственные связи между объектами управления, пока они не вступают в противоречие друг с другом.
2. По мере возможности уменьшать число уровней централизованного управления.
3. Добиваться максимальной общей связанности даже за счет снижения потенциала маломощных объектов управления.
4. Группировать службу управления таким образом, чтобы взаимосвязи между ними требовали минимального согласования в центральных органах.
Пути реализации вышеперечисленных правил :
1. Создание неформальных структур
2. Создание большего количества звеньев - вертикальная интеграция : сокращает число уровней управления; горизонтальная интеграция сокращает число звеньев в каждом уровне.
Принципы построения оргструктуры СУ :
1. комплексность - охват всех целей, функций управления
2. профилактичность - прогнозирование, планирование (в основном долгосрочное) и построение краткосрочных планов
3. оптимальность - возможность построения модели, которая позволяет оптимизировать оргструктуру
4. оперативность - управляющее решение не должно запаздывать
5. надежность - бесперебойная работа системы управления, ее живучесть
6. гибкость - способность функционировать в условиях переменных целей и производственных ситуаций
S Ì {L, П, О, Т, С, К}
¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯
s Ì {l, п, o, t, c, к} - одновариантность системы, негибкая