ü решение о степени соответствия квалификации сотрудника занимаемой должности;
ü решение о возможности карьерного роста, определение направлений профессионального совершенствования, принятие
ü решения о включении в кадровый резерв и применении других методов профессионального развития и повышении квалификации гражданских служащих.
Проведение оценки качества осуществления должностных обязанностей и выполнения процедур и функций:
ü определение критериев оценки качества выполнения должностных обязанностей;
ü анализ выполняемых государственными гражданскими и муниципальными служащими обязанностей и функций;
ü определение сроков, объемов и сложности выполняемых работ;
ü сравнение фактически осуществляемых обязанностей и функций, исполняемых государственными гражданскими и муниципальными служащими со сформулированными критериями;
ü принятие решения о том, насколько выполняемые обязанности соответствуют заданным критериям качества.
Проведение оценки результативности деятельности государственных и муниципальных служащих:
ü определение, формализация и выражение в количественном эквиваленте показателей эффективности и результативности деятельности государственных и муниципальных служащих
ü с учетом приоритетов и целей органа исполнительной власти;
ü оценка степени достижения результатов деятельности и индивидуального вклада гражданского и муниципального служащего;
ü решение о премировании/депримировании гражданских и муниципальных служащих, а также принятие решения о применении других форм стимулирования.
По формализованным критериям, приведенным выше, возможна разработка и определение системы установления премий и надбавок к должностным окладам гражданских служащих.
Как упоминалось ранее, объектом исследования для данной дипломной работы выступала Государственная Дума РФ. Ниже приведена краткая характеристика Аппарата ГД РФ, полученная на основании отчетов думы четвертого созыва и обновленной статистики.
В Аппарате 1546 штатных сотрудников Государственной Думы.
1402 гражданских служащих имеют высшее образование.
Среди них 24 доктора наук, 187 кандидатов наук.
60 процентов сотрудников Аппарата — женщины.
В структуру Государственной Думы входят 8 управлений, секретариаты руководства палаты, аппараты фракций, комитетов и комиссий. Основная функция аппарата - обеспечить правовое, экспертное, организационно-техническое, процедурно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение думских мероприятий: пленарных заседаний, заседаний Совета Думы, парламентских слушаний, “круглых столов”, конференций, совещаний, семинаров и встреч.
Осуществляя организационное, информационное и правовое обеспечение деятельности депутатского корпуса, сотрудники Аппарата руководствуются Конституцией, федеральными законами, в частности о статусе депутата, о государственной гражданской службе, Регламентом Государственной Думы и Положением об Аппарате. Деятельность структурных подразделений и отделов также регламентируется отдельными положениями. Кроме того, каждый сотрудник Аппарата имеет свой должностной регламент, определяющий его обязанности и профессиональные требования.
Работа в Аппарате Государственной Думы требует наличия соответствующей квалификации и профессиональных навыков, поэтому в Аппарате действует система аттестации, содержащая четкие критерии, позволяющие объективно оценивать сотрудников.
В случае выявления проблем на местах (несоответствие занимаемой должности, недостаточная компетентность), можно воспользоваться программами повышения квалификации. Так, например, система профессионального развития гражданских служащих Аппарата включает несколько видов профессионального обучения.
Среди доступных вариантов:
ü высшее образование (подготовка и переподготовка)
ü послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура, соискательство);
ü дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка)
ü внутриаппаратное обучение.
В ходе прохождения практики я не раз сталкивался с законодательными актами, регулирующими права и обязанности, как депутатов, так и рядовых государственных служащих, но все законы описывали только нормативную базу проведения оценки и унифицированные критерии, которые должны быть учтены на местах.
Практика проведения аттестации в государственных органах предусматривает использование общих правил, установленных Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».
В процессе поиска информации, касательно темы диплома, мною был направлен запрос в Государственную Думу, с целью получения ответа на вопрос: «Регулируется ли процесс прохождения аттестации в ГД вышеупомянутым указом или существует особый порядок ее проведения?».
Полученная информация гласила, что«особенности прохождения гражданской службы в отдельных федеральных государственных органах устанавливаются другими федеральными законами отличными от Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г.
В отношении Аппарата Государственной Думы федерального закона, устанавливающего иное правовое регулирование прохождения гражданской службы, не принято, следовательно, аттестация гражданских служащих Аппарата Государственной Думы осуществляется в общем порядке, установленном для федеральных гражданских служащих.[12]
Не имея в открытом доступе информации относительно Государственной Думы, я обратился в Министерство Финансов РФ с тем же запросом. Выбор данного Министерства был обусловлен наличием контактов с сотрудником одного из отделов. По результатам изысканий стало известно, что информация находится в кадровых службах данного Министерства и она только для внутреннего использования, т.е. находится в закрытом доступе.
Учитывая все перечисленные ограничения, считаю целесообразным заострить внимание на раскрытии роли типовых положений о проведении аттестации служащих.
Типовые положения о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаются законами субъектов Российской Федерации, и конкретизируют:
ü состав аттестационной комиссии
ü структуру и график проведения аттестации
ü структуру и содержание отзыва о муниципальном служащем
ü функции подразделения по вопросам кадров в органе местного самоуправления