ü Необходимо обладать достаточной информацией для оценки по выбранным критериям, т.е. иметь установленные стандарты работы (как работа должна выполняться), и иметь необходимую информацию, чтобы сопоставить деятельность сотрудников по отношению к принятым стандартам.
Для проверки выбранных критериев важно заполнить следующую анкету.
Таблица 7 – Анкета оценки по критериям.
ПРОВЕРКА ВЫБРАННЫХ КРИТЕРИЕВ | |||||||||||||||
Оцениваемая группа (должности): _ | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Подробное описание критериев | |||||||||||||||
ü Достаточно ли у вас информации, чтобы оценивать по «очень важным» критериям? Если нет, подумайте, как получить информацию. | |||||||||||||||
ü Достаточно ли у вас информации, чтобы оценивать по «важным критериям? Если нет, подумайте, так ли важны эти критерии. Если они важны, подумайте, как получить информацию. | |||||||||||||||
ü Не тратьте время на оценку по «неважным критериям». |
Для более полного качественного выявления критериев оценки сотрудников можно использовать метод субъективного оценивания.
Рисунок 4 - Метод субъективного оценивания.
Далее производится сбор данных анкетного опроса руководителей и сотрудников. Результаты оценки сводятся в общую таблицу.
Производится анализ полученной информации для определения содержательной валидности требований к профессионально важным качествам (компетенциям), относящейся к определению их набора, необходимого для выполнения рассматриваемой работы. Определение степени значимости компетенций производится по их рейтингу, зависящему от полученных оценок. Собранные данные заносятся в компьютер и обрабатываются с помощью электронных таблиц Excel, для того чтобы получить и проанализировать перечни наиболее значимых качеств, составленных на основании мнений руководителей и самих сотрудников.
Обработка информации сводится к вычислению средних арифметических значений оценок каждого профессионально важного качества, а также среднего отклонения для каждого из них.
В результате анализа и сопоставления двух перечней профессионально важных качеств для рассматриваемой должности (согласно мнениям руководителей и мнениям самих сотрудников) получается общий итоговый список наиболее существенных квалификационных требований, содержащих вместо 40 только 20 основных.
Критерии оценки сотрудников распределяются по основным группам результативности деятельности:
ü выполнение основных должностных обязанностей (качество работы; объем работы; профессиональные знания; умение планировать и организовывать работу; специальные знания и навыки);
ü отношение к работе (лояльность к организации; дисциплина; отношение с руководителем; внешний вид и рабочее место);
ü качества руководителя (умение принимать решения и брать на себя ответственность; организация работы подчиненной структуры; развитие подчиненных);
ü коммуникативные навыки (устные коммуникации; письменные коммуникации; умение слушать; умение контролировать эмоции; работа в команде);
ü понимание работы и потенциал (достижение ключевых результатов;
ü степень обучаемости, отношение к новому; инициативность, творческий подход; умение анализировать и применять логику.
При формировании критериев оперативной оценки необходимо, чтобы они максимально соответствовали следующим требованиям:
ü целям и задачам органа исполнительной власти;
ü критериям эффективности;
ü были ориентированы на потребности конечного пользователя -потребителя услуг (в органах власти таковыми потребителями является население, конкретные группы населения);
ü способствовали созданию возможностей для реализации сотрудником своего потенциала.
Конкретные критерии и показатели оперативной оценки согласовываются руководителем и сотрудником в соответствии с запланированными задачами.
Базовыми критериями в системе планирования, на основе которых оценивается эффективность деятельности государственного служащего, являются:
ü соответствие полученных результатов запланированным;
ü применение необходимых профессиональных навыков к выполнению поставленных задач;
ü эффективное использование времени и ресурсов, затраченных на выполнение поставленной задачи;
ü удовлетворение ожиданий и потребностей получателя услуг.
При проведении оперативной оценки также целесообразно использование дифференцированных критериев оценки по определенным группам.
В отечественной практике управления оцениваются, как правило, следующие критерии.
Критерии оценки потенциала работника:
ü профессиональный уровень (почти всегда понимаемый формально, как наличие образования и опыт работы);
ü специальные знания и навыки (знание нормативно-правовой базы, навыки работы с компьютером, владение иностранными языками и т.п.);
ü ответственность, исполнительская дисциплина, самостоятельность, инициативность, способность к работе в условиях неопределенности и т.п.;
ü отношение к работе (уровень мотивации), готовность повышать квалификацию;
ü отношения в коллективе, способность к работе в команде;
ü управленческие качества, коммуникативные навыки.
Для руководящих работников рассматриваются и оцениваются дополнительные критерии, характеризующие эффективность управления: