В дополнение к простоте, четкости и экономичности, метод управления путем постановки целей обладает еще несколькими достоинствами. Участие сотрудника в определении ключевых целей значительно повышает в его глазах объективность процесса оценки, обеспечивает понимание того, по каким критериям его будут оценивать, а так же усиливает мотивацию. Диалог с сотрудником повышают объективность оценки руководителя, усиливает связь индивидуальных целей с задачами организации и подразделения, а также целевую направленность профессиональной деятельности сотрудника. Не случайно, многие компании используют МВО для определения величины переменной части вознаграждения сотрудника (по результатам работы).[9]
Рисунок 3 - Этапы процесса управления по целям.[10]
Основной недостаток данного метода заключается в том, что оцениваются не все аспекты работы сотрудника, а только степень выполнения им ключевых задач, что ограничивает объективность оценки и возможности ее использования для принятия решений о назначении на новую должность, профессиональной подготовке, повышении заработной платы и т.д.
Таблица 5 - Факторы, влияющие на успех оценочного собеседования.
Факторы, влияющие на успех оценочного собеседования | |
Факторы |
Содержание факторов |
Навыки |
Уровень развития у руководителя/членов аттестационной комиссии навыков: ü делового общения ü использования различных методов оценки эффективности консультирования |
Подготовка |
Подготовка руководителя/членов аттестационной комиссии ü понимание целей организации и задач, стоящих перед оцениваемым работником ü знание стандартов и критериев выполнения работы ü сбор максимально полной информации и относительно рабочих результатов оцениваемого работника ü выявление путей получения наибольшей отдачи от оцениваемого работника ü Подготовка подчиненного ü понимание целей работы/задания ü знание критериев и стандартов исполнения работы ü знание своих сильных и слабых сторон ü понимание связи рабочих результатов и перспектив своего профессионального развития и карьеры |
Процесс проведения |
ü Активное участие оцениваемого работника в процессе оценки ü Конструктивные установки руководителя / членов аттестационной комиссии и в случае необходимости оказание помощи оцениваемым работникам ü Обеспечение того, чтобы получаемое работником поощрение соответствовало результатам оценки |
Достижение согласия относительно содержания работы |
ü Разработка плана действий для решения рабочих проблем, снижающих эффективность работы ü Постановка целей работы на будущее ü Определение параметров ожидаемых результатов ü Достижение согласия по поводу обсуждаемых проблем |
Контроль |
ü Установление контрольных сроков ü Установление контрольных показателей ü Выбор формы контроля ü Выявление отклонений |
Есть много примеров того, как организации вводят у себя систему аттестации, а через некоторое время им приходится изменять ее или вовсе от нее отказываться. В других случаях организации упорно поддерживают у себя аттестационные системы, но признают, что они неэффективны, недостаточны и нелюбимы персоналом.
Для того, чтобы обеспечить эффективность аттестационного собеседования, руководитель должен, как минимум, решить комплекс задач:
Определить цель аттестации – эффективность любой системы выше, если все участники ясно понимают, для чего она предназначена. Менеджер по кадрам совместно со старшим менеджером нужно точно определить, что они хотят добиться с помощью аттестации, как она увязывается с другими видами кадровой работы, которые являются для нее источниками или потребителями информации. Менеджеры подразделений, которым приходится приводить систему в исполнение, должны понимать ее назначение, т.к. именно они определяют контекст аттестации; в противном случае все сведется к формальному заполнению аттестационных бланков. Аттестуемые работники будут отвечать на вопросы и вносить свои предложения более откровенно и конструктивно, если они понимают цели аттестации и верят в них.
Аттестация как система должна быть поддержана высшим руководством организации и линейными менеджерами. Это означает, что руководители должны лично заниматься аттестацией, чтобы сотрудники понимали, что эта процедура совершается с конкретными рабочими целями, а не по требованию отдела кадров. Лучше, если аттестационные формуляры хранятся в линейном подразделении, и только отдельные данные передаются отделу кадров и другим подразделениям. В идеале, заполненный формуляр аттестации – это рабочий документ, который менеджер и работник используют в течение года.
Обеспечение открытого характера аттестации – чем больше информации получает аттестуемый о том, как будут оценивать и оценили его работу, тем больше шансов, что он примет, а не отвергнет систему. Необходимо, чтобы в системе аттестации были четко обозначены критерии оценки работы, особенно при стилях «сообщить и внедрить», «сообщить и выслушать».
Эти критерии должны быть:
ü по-настоящему связаны с успехами или неудачами в работе,
ü таковы, чтобы их можно было применять, исходя из объективного, а не субъективного суждения,
ü менеджеру, проводящему аттестацию, легко их применить,
ü аттестуемому работнику они представляются справедливыми и разумными,
ü в них выражен компромисс между требованиями данного конкретного рабочего места и более широкой применимостью в организации.
Подготовленность менеджера, проводящего аттестацию. Руководитель должен уметь информацию и отработать необходимые навыки межличностной управленческой работы, к категории которой и относится аттестация. Он должен не только знать структуру собеседования, те приемы и методы, которые используются для коммуникации в ходе аттестации, но понимать, что ему придется сталкиваться с целым рядом проблем, а именно:
ü предвзятость – у менеджера может быть предвзятое отношение к работнику, или наоборот, он может быть очень озабочен тем, чтобы не проявить предвзятости; в обоих случаях его суждение о работнике будет искажено,
ü эффект нимба – работник может пользоваться общей симпатией или наоборот, что может влиять на оценку выполняемой им работы,