рефераты по менеджменту

Анализ и проектирование системы оценки и аттестации государственных гражданских и муниципальных служащих

Страница
7

Таблица 3 - Три подхода к проведению оценочного собеседования.

Три подхода к проведению оценочного собеседования

 

Заставить

Убедить

Привлечение работников к принятию решений

Цель

Заставить улучшить работу или поведение.

Подавить сопротивление.

Убедить работника в необходимости изменения.

Донести свою точку зрения, понять точку зрения работника и прийти к общему согласию.

Стимулировать профессиональный рост и развитие работника.

Определить, что работнику нужно для решения проблемы.

Философия управления

Работники будут изменяться, если удастся преодолеть их сопротивление.

Работники выигрывают от критики и должны быть признательны за оказанную им помощь.

Если работник узнает о своих недостатках, он захочет исправить их.

Каждый может добиться улучшений в своей работе, если захочет этого.

Улучшения работы исполнителя можно добиться, если привлечь его к постановке целей и выработке решений.

Обсуждение рабочих проблем ведет к улучшению работы.

Знания и навыки, необходимые руководителю

Знание механизмов мотивации и умение использовать весь спектр стимулов (как позитивных, так и негативных).

Умениеоказывать влияние.

Активное слушание.

Аргументация.

Ведение переговоров.

Делегирование, привлечение работников к принятию решений.

Навыки анализа проблем и принятия решений.

Принципы воздействия на мотивацию подчиненных

Использование внешних позитивных и негативных стимулов (зарплата, премии, условия труда и др.).

Повышение готовности к сотрудничеству.

Развитие внутренней мотивации через предоставление большей самостоятельности, ответственности и т. п.

Потенциальные недостатки подходов

Потеря доверия со стороны работника, снижение уровня сотрудничества и готовности к проявлению самостоятельности и инициативы. Подавление независимости мнений.

Потребность в изменении поведения или в улучшении работы может не возникнуть.

У работника могут отсутствовать идеи или быть мало идей (низкая активность).

Изменения могут пойти не в том направлении, что ожидал руководитель.

При этом важно понимать, что собеседование может быть эффективным только в том случае, если стиль собеседования не вступает в противоречие с культурой организации и привычной, свойственной менеджеру манерой обращения с людьми. Если менеджеру удается добиться соответствия между своим обычным стилем управления и стилем, который используется для проведения собеседования, то это в какой-то степени снижает внутреннее сопротивление работников.

У менеджера не должно быть никаких иллюзий, что, вследствие того, что он будет использовать доверительный, демократический стиль для проведения аттестации, ему удастся в ходе собеседования установить отношения такой природы и такого качества, каких нет в обычной практике управления. Более того, непривычный стиль поведения менеджера вызовет подозрения и усилит недоверие.

Большой ошибкой является рассмотрение системы оценки как отдельный метод или управленческий процесс с легко определимыми границами. Если менеджер хочет, чтобы система аттестации была по-настоящему действенной, она должна отражать более общие ценности организации.

Более того, стиль проведения аттестации должен быть увязан с потребностями и личностью самого работника. Ведь проблемно-ориентированный стиль, безусловно, является наиболее цивилизованным и исследовательским, однако многие сотрудники организации (особенно если их личные предпочтения сосредоточены на ролевой культуре) не готовы к работе в таком стиле.

Структура аттестационного собеседования

Руководитель должен заблаговременно определить дату собеседования и сообщить ее сотруднику, предоставив ему возможность тщательно подготовиться к аттестации. Также важно выделить достаточное для проведения собеседования время, выбрать подходящее помещение, которое бы исключало присутствие третьих лиц, телефонные звонки, шум и другие отвлекающие факторы. Практика показывает, что нужно всячески избегать переноса даты аттестации, поскольку это негативно сказывается на состоянии аттестуемого сотрудника, заставляет его излишне нервничать, мешает концентрации на оценке собственной работы.

Фундаментальное отличие собеседования по отбору кадров от аттестационного собеседования состоит в том, что при отборе менеджер на основе сбора информации вырабатывает суждения о пригодности работника, а при проведении аттестации он должен выработать у работника такое понимание, которое в будущем повлияет на уровень работы аттестуемого.

С самого начала собеседования руководитель должен установить контакт с сотрудником, обеспечивающий рабочую атмосферу доброжелательного диалога. Этого можно достичь за счет тона приветствия, вопросов на нейтральную тему, демонстрации внимания к ответам сотрудника, улыбки, непринужденной позы. Руководитель должен объяснить, что целью собеседования является улучшение результатов его работы, а не наказание за промахи. Доброжелательный тон следует сохранять на протяжении всего собеседования, постоянно демонстрируя сотруднику заинтересованность в его развитии и готовность оказать помощь.

Аттестацию рекомендуется начать с обсуждения достижений сотрудника, сосредоточиться на положительных результатах. При обсуждении недостатков руководитель должен быть предельно конкретным, использовать реальные факты, избегать характеристики личных качеств сотрудника, сконцентрироваться на должностных обязанностях. Очень важно избегать критики ради критики и определять конкретные мероприятия по улучшению работы аттестуемого. Вынося общую оценку, руководитель должен тщательно обосновать ее, предоставить сотруднику возможность высказать собственное мнение, однако не допустить превращения аттестации в словесную перепалку. Закончить аттестацию следует на положительной ноте, еще раз подчеркнув свое уважение к сотруднику и искреннюю заинтересованность в его развитии.

В течение всего собеседования руководитель должен внимательно следить за состоянием аттестуемого и при необходимости вносить коррективы в собственные действия. Особое внимание следует обратить на аттестацию молодых сотрудников, поскольку негативный опыт первого аттестационного собеседования сохраняется в памяти на многие годы.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту