Общая потребность в воздушных судах в России составит примерно 1004 единицы.
Спрос на воздушные суда с СНГ составит 1440 единицы.
Россия займет 6 место в мире по спросу на пассажирские самолеты.
Авиакомпаниям России потребуется свыше 1000 самолетов в течение следующих 20 лет.
Прогноз «Боинга»
Ежегодный прогноз «Боинг», который составляется уже на протяжении 45 лет, по праву считается наиболее полным и авторитетным анализом рынка гражданских самолетов и отражает динамику развития отрасли в настоящее время.
Растущий поток пассажиров в туристическом и деловом сегменте на направлениях России/СНГ станет предпосылкой к стабильному спросу на трансконтинентальные и межрегиональные перевозки. В соответствии с этими тенденциями, почти 60% будущих поставок в ближайшие 20 лет будут составлять узкофюзеляжные самолеты.
С учетом темпов вывода морально устаревшей техники, парк авиакомпаний в регионе к 2029г. увеличится с 1150 до 1300 самолетов.
Согласно прогнозу «Боинг», доля узкофюзеляжных самолетов в парке авиакомпаний к 2029г. вырастет с 54% до 63%. Авиакомпании вынуждены все большее внимание уделять возрасту своего парка, поскольку старые самолеты, расходующие большое количество топлива, становятся тяжелым бременем на их балансе. Растущее внимание общественности и государственных органов к воздействию воздушного транспорта на мировой климат также станет одним из факторов, которые авиакомпании будут вынуждены учитывать при выборе самолетов с более низким уровнем выбросов углерода.
По оценке экспертов «Боинг», потребность в новых экономичных широкофюзеляжных самолетах класса 787 Dreamliner в России и СНГ составит 160 самолетов. Доля широкофюзеляжных самолетов в структуре спроса в регионе в ближайшие 20 лет составит 17%.
«Боинг» также прогнозирует спрос на 200 региональных самолетов, что составит более 10% от всей мировой потребности в данном сегменте. Самолеты этого класса займут 21% в общем объеме поставок новых самолетов. Они будут использоваться для поддержания роста пассажиропотока в небольшие страны СНГ, а также придут на замену устаревшим самолетам.
Обзор текущей ситуации на рынке пассажирских перевозок
Мировой рынок гражданского самолетостроения является рынком с олигополистической конкуренцией, на котором сосуществуют крупные авиастроительные корпорации, предлагающие авиаперевозчикам однородную продукцию на конкурирующих рынках.
В стратегической перспективе, существенный экономический рост и либерализация рынков порождают увеличение спроса на авиаперевозки. Однако для достижения достаточного уровня рентабельности авиаперевозчикам необходимо производить модернизацию парка за счет новых экономически эффективных ВС. Что наряду с другими затратами позволит нивелировать высокие темпы прироста цен на авиакеросин.
С 2004 г. среднегодовой темп роста мировой экономики составляет 3,6 %. Ожидается, что до конца текущего десятилетия рост экономики продолжится даже с более высокими темпами. В то же время мировая экономика становится более разнообразной и менее зависимой от состояния экономики США.
Устойчивый спрос на пассажирские авиаперевозки и увеличивающаяся эффективность деятельности авиакомпаний позволяют поддерживать прибыльность от авиаперевозок, компенсируя негативные тенденции отрасли.
Существенный экономический рост наряду с усиливающейся либерализацией и конкуренцией между рынками приводит опережающему росту объемов работы в сравнении с приростом провозной способности парка ВС. Увеличение коэффициентов коммерческой загрузки наряду с устанавливаемыми авиакомпаниями дополнительными топливными сборами и повышенными тарифами способствует поддержанию общей массы прибыли от авиаперевозок.
В 2003-2007 гг. затраты на топливо возросли с 15 до более чем 35 % в общей доле операционных расходов авиакомпаний. В ответ на это авиакомпании улучшают топливную эффективность операционной деятельности и всячески пытаются сократить расходы в других областях. Рост цен на топливо снижает привлекательность сильно изношенных и морально устаревших типов ВС. Можно предположить, что рост цен на топливо стимулирует реновацию авиационного парка.
Наряду с устойчивым спросом на авиационные перевозки и потребностью в экономически эффективных самолетах за последние 3 года были размещены заказы почти на 4 500 самолетов. В то время как поставки этих самолетов будут иметь место в ближайшие 6-7 лет, дополнительный спрос на самолеты будет вызван необходимостью замены значительного количества ВС, находящихся на настоящий момент в эксплуатации. Также необходимость обновления парка ВС возникает на фоне ужесточающихся экологических норм.
Развитие авиационного транспорта опережающими темпами характерно для экономически активно развивающихся стран (по сравнению с развитыми рынками). К странам с развивающейся экономикой относятся, прежде всего, страны БРИК, а также другие страны Азии, Тихоокеанского региона и Ближнего Востока.
Сегодняшнее состояние рынка гражданских самолетов характеризуется ужесточением конкуренции между крупнейшими производителями.
В настоящее время в мире доминируют два авиационных гиганта: Airbus и Boeing. В тоже время в эксплуатации находятся более 1500 воздушных судов устаревших типов в размерности 140 – 220 кресел, в том числе производства McDonnell Douglas и ВС советского производства.
Текущее состояние парка пассажирских судов в мире
Для проведения исследования использовалась информационная база данных Ascend Online Fleets.
Для проведения анализа и построения прогноза развития парка ВС размерности 140 – 220 кресел до 2026 года пассажирские ВС были сгруппированы в 3 группы: 140 ‑ 165 кресел, 166 – 195 кресел и 196 – 220 кресел. В настоящее время эксплуатации находится приблизительно 9250 воздушных судов размерности 140 – 220 кресел (Рис. 1). С учетом заказов и самолетов, находящихся на хранении общее количество ВС данной размерности достигает 14600.
Рис. 1. Текущее состояние мирового парка пассажирских самолетов размерности 140 ‑ 220 кресел
В настоящий момент авиаперевозчиками эксплуатируется около 1500 воздушных судов устаревших типов, таких как: McDonnell Douglas MD – 80 / ‑ 90 и McDonnell Douglas DC – 9 – 40 / ‑ 50 (140 – 165 кресел), Boeing 727 и Ту – 154 (Б, М) (166 – 195 кресел), Ил – 62 (196 – 220 кресел).
Кроме этого в целях настоящего аналитического обзора исследованы вопросы эксплуатации самолетов типа Boeing 757 и Boeing 767. Результаты исследования показали, что в период до 2026 года планируется полный вывод из эксплуатации самолетов типа Boeing 757 и частичный самолетов типа Boeing 767.