Рис.34. Распределение поставок самолетов семейства МС-21 по моделям
Общее количество самолетов семейства МС – 21 составит ~ 1270 самолетов. Однако при условии создания версии МС – 21 ‑400 LR (long range) и запаздывания выхода на рынок самолетов нового поколения производства компаний Boeing и Airbus на 2 – 3 года количество самолетов семейства МС – 21 может составить ~ 1600 – 1700 самолетов.
Всего самолетов |
Всего самолетов ** | |
МС-21-200 |
535 – 545 |
+ |
МС-21-300 |
525 – 535 |
+ |
МС-21-400* |
195 ‑ 205 |
+ |
Всего* |
1255 ‑ 1285 |
1400 ‑ 1500 |
MC-21-400LR (дальность полета до 4000 nm) |
~ 200 | |
Всего |
~ 1470 |
1600 ‑ 1700 |
* ‑ включая самолеты с дальностью полета только до 5500 км (3000 nm);
** ‑ дополнительная рыночная доля (при условии задержки вывода нового продукт Airbus и Boeing на 2 ‑ 3 года).
Анализ конкурентной среды.
В настоящее время в нише среднемагистральных пассажирских самолётов (140 ‑ 220 кресел) в основном представлены два наиболее современных семейства. Это самолёты семейств Boeing 737 (-700/-800/-900) и А 320 (А 319, А 320, А 321). Оба семейства были разработаны довольно давно: B737 ‑ 15 лет назад, A 320 ‑ 24 года назад и, не смотря на постоянную модернизацию, вскоре потребуют замены, ввиду возрастающих требований к экономической эффективности эксплуатации в современных условиях (рис.26).
Рис.26. Развитие семейств узкофюзеляжных реактивных самолетов
Компании Boeing и Airbus по достоверной информации, смогут вывести на рынок узкофюзеляжные самолёты нового поколения не ранее 2018 ‑ 2020года.
Для этого есть ряд объективных факторов:
1. Появлению наследников B 737 и A 320, препятствует отсутствие достаточных ресурсов компаний, отвлечённых на другие важные проекты. На данный момент Airbus ведёт работу по проектам: А 380, А 350 XWB и А 400 М, а Boeing сосредоточил основные силы на проекте B 787.
2. Двигатели следующего поколения находятся в процессе разработки, эксперты ожидают их появления в 2012 ‑ 2013гг.
3. Учитывая стабильный спрос на самолёты семейства В 737 и А 320, производители не спешат анонсировать появление наследников, чтобы избежать падения заказов на самолёты существующего модельного ряда.
4. Использование новых технологий ‑ новые самолёты будут разрабатываться с учётом технологий, которые сейчас апробируются на B 787 и A 350/380 (новые материалы, оборудование, процессы и т.д.). Но данные об эффективности их использовании будут получены только через 1 ‑ 2 года после начала эксплуатации ‑ в 2010 ‑ 2012гг. Так же очень важен вопрос об экономическом эффекте применения новых технологий В 787 и А 350 к самолётам меньшей размерности.
Концепция и оценка конкурентоспособности продукта, дополнительные ключевые преимущества семейства самолетов МС ‑ 21
Задачей этапа является формирование концепции семейства самолетов, которое должно максимально отвечать потребностям авиакомпаний, расширять возможности их операционной деятельности. Для этого на этапе работ между Gate 1 и Gate 2 были проведены масштабные исследования рынка авиаперевозок на основе международных баз данных (Ascend Online Fleets, AscendV1.com Enquiry Service, OAG MAX Online, IATA: Airport and Air Navigation Charges), а также проведено анкетирование авиакомпаний мира с целью окончательного формирования концепции семейства самолетов МС – 21.
В результате, концепция семейства МС – 21 выглядит следующим образом – рационально унифицированные между собой ближне-средне магистральные реактивные самолеты МС – 21 должны обеспечивать пассажирские перевозки в диапазонах дальности, необходимых для наиболее полного удовлетворения потребностей российских и зарубежных авиакомпаний. Семейство будет состоять из самолетов вместимостью 150 кресел – МС – 21 – 200, 180 кресел – МС – 21 – 300 и 210 кресел – МС – 21 ‑ 400 (при варианте одноклассной компоновки с шагом кресел 32”).
Унификация по крылу (МС – 21 – 200, МС – 21 ‑ 300), фюзеляжу, оперению, силовой установке, основным самолетным системам, кабине экипажа, а также наличие для каждого из типоразмеров модификаций базовой и увеличенной дальности позволит авиакомпаниям повысить экономическую эффективность эксплуатации за счет более рационального формирования парка своих самолетов в соответствии с перспективной структурой маршрутов и пассажиропотоков и экономии от содержания в парке унифицированных самолетов, снизить издержки на обучение и содержание технического персонала, уменьшить затраты на обучение летного состава.
С помощью самолетов семейства МС – 21 может эффективно решаться задача по оптимизации частотности рейсов и пассажирской загрузки для авиакомпаний. Самолеты семейства будут предлагаться потребителям в совокупности с системой послепродажной поддержки и технического обслуживания, построенной на современных принципах. Для обеспечения возможности выхода российских авиакомпаний на международные маршруты и привлекательности самолетов на международном рынке семейство должно удовлетворять перспективным международным требованиям, прежде всего европейским и американским. Для реализации этой концепции были сформулированы маркетинговые требования к самолетам семейства МС – 21, которые должны быть реализованы в процессе проектирования и производства самолетов.
Структура непосредственных эксплуатационных расходов (Cash Operating Cost). Требования по уровню топливной эффективности, весовому совершенству, послепродажной поддержке.
Основным критерием определения конкурентоспособности, а также привлекательности самолетов для авиакомпании является оценка экономической эффективности эксплуатации самолетов на маршрутах авиакомпаний.
При этом оцениваются затраты по эксплуатации самолетов на типовом маршруте, которые напрямую зависят от характеристик самолета, и определяется преимущество самолета, зависящее от его уровня технического совершенства по отношению к конкурентам. Такие расчеты проводятся регулярно на всех стадиях проектирования для всех самолетов семейства, для оценки уровня привлекательности продукта для авиакомпаний, определения преимуществ перед конкурентами и формирования требований и рекомендаций для конструкторских подразделений с целью поддержания и возможного улучшения значений параметров, которые позволяют самолетам семейства МС – 21 быть более привлекательными по сравнению с конкурентами.