реализация процессного подхода при достижении этих целей;
определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации;
разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества;
определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК;
разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК;
Как видно из определения, первичным элементом СМК являются потребности и ожидания потребителей (внутренних и внешних) продукции или услуги, владельцев предприятий, персонала и общества. Политика и цели организации являются ответом на потребности и ожидания заинтересованных сторон. И последующий процессный подход завершает описание пути достижения целей и реализации долгосрочной политики. Каждый из вышеописанных пунктов является ключевым для любой СМК, которые находятся в постоянном цикличном взаимодействии на пути к предельно высокому качеству.
Таким образом, роль и значение повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей. Роль и значение коренного повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей.
В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводственные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспортные возможности, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.
Высокое качество продукции расширяет возможности потребления созданной продукции, повышает устойчивость денежного обращения, способствует росту жизненного уровня населения, обеспечивает совершенствование производства, улучшение условий труда и быта, охрану окружающей среды и здоровья населения.
На первом этапе при подготовке к созданию СМК руководство предприятия должно определить политику, цели, обязательства в области качества, придерживаясь следующих принципов [16, с.35]:
политика в области качества - это часть общей политики и стратегии предприятия;
политика служит основой для установления целей, направленных на улучшение качества продукции.
Для выполнения работ по созданию СМК руководитель предприятия приказом назначает представителя руководства, ответственного за качество, организует службу качества, формирует команду по разработке СМК (группу, координационный совет) и назначает ее руководителя. Руководитель предприятия осуществляет общее руководство работой и принятие стратегических решений по разработке и внедрению стандартов ИСО и несет персональную ответственность за конечные результаты этой работы.
Оперативное управление внедрением возлагается на представителя руководства, ответственного за качество, который может быть назначен и руководителем команды. Представитель руководства регулярно (по крайней мере, один раз в 3 недели) информирует руководство о процессе разработке СМК и при необходимости вмешивается в этот процесс для корректировки или помощи [21, с.364].
В состав координационного совета по разработке входят специалисты из ведущих производственных подразделений. Сотрудники службы качества и члены команды должны пройти обучение по специальным программам, включающим в себя изучение требований ИСО 9001: 2000, а так же методы создания СМК и разработку всей необходимой документации.
До начала работ команда составляет программу (план) проведения работ, которая утверждается руководителем предприятия. В программе (плане) определяются этапы и виды работ, исполнители, сроки и при необходимости стоимость выполнения.
В программу, как правило, включаются следующие виды работ [46, с.15]:
разработка политики и целей организации в области качества. Политика должна быть документирована, утверждена руководством и доведена до каждого работника;
разработка (уточнение) организационной структуры СМК организации;
определение перечня бизнес-процессов организации;
определение (уточнение) полномочий должностных лиц организации в СМК и разработка "Матрицы распределения полномочий и ответственности в СМК";
разработка мотивационного механизма (формы и методы экономического и морального стимулирования) обеспечения разработки и внедрения СМК;
обучение должностных лиц и персонала организации, привлекаемого к работам по разработке СМК.
К разработке СМК предприятия нередко привлекаются профессиональные консультанты. Стоимость консультационных услуг должна быть учтена в смете.
На втором этапе проводится комплексный анализ управления качеством продукции (услуг) на предприятии и разрабатывается концептуальная модель СМК. Выполнение этапа начинается с анализа существующей системы управления, сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества, а также организационной структуры и используемых методов контроля качества продукции. Оценка соответствия фактического состояния управления качеством на предприятии Политике в области качества и требованиям стандарта ИСО 9001: 2000 осуществляется по следующим направлениям [9, с.243]:
выявление уровня квалификации и профессионализма персонала;
оценка наличия соответствующего оборудования для выпуска качественной продукции (услуг);
определение (уточнение) методов проверки качества поставляемого сырья и материалов;
организация контроля качества в процессе производства и окончательного контроля качества готовой продукции (услуг).
К проведению анализа привлекаются все подразделения и службы предприятия, которые в соответствии с установленными формами и сроками представляют службе качества необходимую информацию. Основными объектами анализа являются [44, с.13]:
документы предприятия, которые можно использовать в создаваемой СМК;
деятельность подразделений по обеспечению качества;
организационная структура предприятия и службы качества;
положения о подразделениях, должностные инструкции, определяющие распределение ответственности и полномочий на предприятии;
информация о качестве предоставления услуг, продукции;
бизнес-процессы;
требования к организации рабочих мест;
формуляры, контрольные перечни;
маршрутная технология, операционные карты, методологические, рабочие, - контрольные инструкции;
программы ЭОД (электронной обработки данных);
документация метрологического обеспечения;
контрольные карты, программы испытаний, инструкции по эксплуатации и сервисному обслуживанию, бирки, штампы, виды сопроводительной документации;
ГОСТы, ОСТы, стандарты предприятия (СТП);