рефераты по менеджменту

Анализ возможности внедрения системы менеджмента качества на ООО

Страница
18

Главная цель системы заключилась в обеспечении высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием, за счет:

создания и освоения новых высококачественных видов продукции;

своевременной постановки на производство новой продукции;

снятие с производства морально устаревшей продукции;

улучшение показателей качества выпускаемой продукции путем ее совершенствования и модернизации [43, с.87].

Практика использования в советской промышленности комплексных систем управления качеством выявила их многочисленные недостатки, которые не позволяли изготавливать конкурентоспособную продукцию. К числу таких недостатков следует отнести: слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством, пассивности руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством, формальное отношение к организации систем управления качеством, недооценку роли обучения персонала методам управления качеством, работу по управлению качеством возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе "на план" и "за качество", недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции, недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства.

Главным же недостатком российских систем управления качеством следует считать то, что они не были ориентированы на потребителя.

Однако опыт показал, что именно такого рода системы являлись тем инструментом, с помощью которого можно было создать эффективный механизм управления качеством продукции.

К сожалению, в настоящее время немногие российские товары и услуги выдерживают конкуренцию на мировом рынке. Однако активное использование собственного и зарубежного опыта в области управления качеством может дать позитивные результаты в самом ближайшем будущем.

Как мы уже отмечали, в последние годы в нашей стране на конкурсной присуждается премия Правительства РФ в области качества. При разработке российской премии по качеству одновременно решались две задачи [8, с.50]:

1. Обеспечение совместимости с зарубежными премиями.

2. Максимально возможный учет российской специфики.

Причем, приоритетной являлась первая задача, что было обусловлено, во-первых, необходимостью интеграции российской экономики в мировую, а во-вторых, обеспечением российским предприятием возможности сравнения результатов их деятельности в области совершенствования качества с лучшими зарубежными достижениями в этой сфере. В качества примера учета российской специфики можно привести замену критерия "воздействия на общество" EFQM на актуальные для россиян критерии "Безопасность продукции (услуг)" и "Экологичность продукции (услуг)".

Основные условия участия в конкурсе [29, с.23]:

добровольность;

возможность участия предприятия и организаций различных отраслей экономики;

обязательства лауреатов содействовать заинтересованным организациям в ознакомление со своим опытом;

обеспечение со стороны технического секретариата полной конфиденциальности в отношении информации, полученной от участника.

Ограничения участия в конкурсе:

организации, занимающиеся производством вооружений военной специальной техники, представляют материалы только в области продукции гражданского назначения;

к конкурсу не допускаются организации, в отношении которых принято решение об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве);

организации-лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе не ране, чем через 5 лет после присуждения премии, к рассмотрению принимают материалы участников, полученные не менее чем за год до объявления конкурса.

Ежегодно присуждается не более 1 или 2 премии.

В рамках Российского конкурса качества организации оцениваются по следующим девяти критериям [43, с.243]:

роль руководства в организации работ (100 баллов);

использование потенциала персонала (120 баллов);

планирование в области качества (100 баллов);

рациональное использование ресурсов (100 баллов);

управление технологическими процессами (130 баллов);

удовлетворенность персонала работой в организации (90 баллов);

удовлетворенность потребителей (180 баллов);

результаты деятельности организации (120 баллов);

безопасность продукции для общества (60 баллов);

Нетрудно заметить, что первые пять критериев относятся к предпосылкам успешной деятельности организации в области качества, а последние четыре - к результатам. Общая балльная оценка первой группы критериев составляет 550 баллов, а второй - 450 баллов, что говорит о стремлении активизировать работу российских организаций в области совершенствования внутрифирменной деятельности, связанной с качеством.

Что может дать нашему предприятию участие в Российском конкурсе качества? Участие в конкурсе качества привлекательно, прежде всего, своей престижностью. На уровне общества присуждение премии качества - это признание заслуг организации в области совершенствования качества. Приз с эмблемой Российской премии по качеству и диплом - это фактически сертификат лидерства вашего предприятия в области управления качеством.

В 50-е годы была выдвинута концепция тотального управления качеством - TQC. Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза. Здесь было рождено много отечественных систем и одна из лучших выше упомянутая система КАНАРСПИ, заведомо опередившая свое время.

В 70-80 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества: стандарты ИСО 9000 (1987 год), оказавшиеся весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества [7, с.69]:

МС 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества";

МС 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании или разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

МС 9002 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";

МС 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях";

МС 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания", а также терминологический стандарт МС 8402.

В 1994 году вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004-1,2,3,4, большее внимание, уделив в нем вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - это еще и управление целями и самими требованиями. В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обеспечивающая уверенность у потребителя в качестве продукции. Основные составляющие TQM представлены на рисунке 3.1.1.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту