Рис. 13. Структура комплексной системы социально- психологического климата в ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров»
Как видно из рисунка 13, наибольшую значимость из компонентов социально-психологического климата в организации имеют рабочие факторы, то есть мероприятия, направленные на изменение условий выполнения задания). Наименьшую значимость имеет фактор участия работников в распределении результатов.Немаловажным элементом состояния социально- психологического климата в организации является направленность деятельности организации ( в частности, руководства) на социальную деятельность с целью улучшения социально- психологического климата в организации.В таблице 12 представлены затраты организации на социальную мотивацию работников с целью улучшения социально- психологического климата в 2003- 2004 годах.
Таблица 12 – Затраты ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» в 2003- 2004 годах на социальную мотивацию управления персоналом с целью улучшения социально- психологического климата
№ п/п |
Наименование компонента социальной мотивации |
Затраты , руб. |
Отклонение в руб. |
Отклонение в % |
Тенденция | |
2003 год |
2004 год | |||||
1 |
Повышение квалификации сотрудников |
23789 |
34567 |
10778 |
45,31 |
↑ |
2 |
Оказание помощи женщинам- работницам |
12345 |
17896 |
5551 |
44,97 |
↑ |
ИТОГО |
36134 |
52463 |
16329 |
45,19 |
↑ |
Как видно из таблицы 12, в организации в 2004 году наблюдался рост затрат на социальную мотивацию работников в среднем на 45 %, что является положительной тенденцией. Для соблюдения трудовой производственной дисциплины в ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» используется административная мотивация в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров, строгих выговоров, штрафов, увольнения с работы. Выговора выносятся на основании рапортов линейных руководителей.
За 2003- 20034 годы было подсчитано число случаев наложения взысканий и прочих административных методов.
Рис.14. Структура административных методов мотивации при анализе социально- психологического климата ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» за 9 месяцев 2004 года
Методом опроса в ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» были получены данные о наиболее значимым факторах улучшения социально- психологического климата в организации.
Распределение оценок персоналом факторов улучшения социально- психологического климата в организации, используемых менеджментом, отражено в таблице 13.
Таблица 13 – Оценка персоналом факторов улучшения социально- психологического климата в ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров»
Метод |
Оценка, ср. балл | |||
Рабочие |
Специалисты | |||
Создание условий труда |
4 |
4,4 | ||
Вознаграждения: Зарплата Нематериальные выгоды Соц. проблемы (решение) |
удовлетвор. стимул |
исполь- зование стимула |
удовлетвор. Стимул |
исполь- зование стимула |
0,5 1,5 2 |
4,2 3,0 2,4 |
1,5 1,5 2,5 |
4,3 3,6 2,5 | |
Безопасность: риск стать лишним уважение стиль управления |
4,5 4,0 3,6 |
4,7 4,1 4,0 | ||
Вовлечение в дела: знания целей, задач - коммуникации участие в решении проблем предприятия отношение в коллективе |
2,1 3,0 1,4 4,3 |
3,1 3,2 2,6 4,1 | ||
Способность самореализации: карьера обучение рост мастерства |
2,1 2,1 3,2 |
3,5 2,0 3,8 | ||
Интерес к работе: управление по целям самостоятельность ответственность |
3,9 4,2 4,4 |
4,1 4,1 4,1 |
Как видно из таблицы 13, в ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров» наиболее значимым факторами улучшения социально- психологического климата являются:
1. создание условий труда
2. создание системы оплаты труда
3. формирование благоприятных отношений в коллективе
4. предоставление самостоятельности в работе и спрос за результат.
Улучшению социально- психологического климата в организации также способствует направление части средств организации на социальные мероприятия.
Таблица 14 – Направление средств на социальные мероприятия в рамках анализа социально- психологического климата в ДОП-4 «Комсомольская дирекция по обслуживанию пассажиров»
Направления расходования средств фонда |
Структура в общей сумме средств в 2003 году, % |
Структура в общей сумме средств в 2004 году, % |
Изменение, % |
Структура внутри группы в 2003 году |
Структура внутри группы в 2004 году |
Изменение, % |
Развивающие и образовательные программы, всего |
67 |
70 |
3 |
100 |
100 |
0 |
Обучение персонала |
57 |
65 |
8 | |||
Переобучение персонала |
43 |
35 |
-8 | |||
Социальные мероприятия, всего |
23 |
25 |
2 |
100 |
100 |
0 |
Бесплатное питание |
45 |
50 |
5 | |||
Спортивные мероприятия |
15 |
25 |
10 | |||
Развлекательные мероприятия для работников |
40 |
25 |
-15 | |||
Общественные акции, всего |
10 |
5 |
-5 |
100 |
100 |
0 |
Материальная поддержка незащищенных работников |
56 |
57 |
1 | |||
Помощь воспитанникам детских домов |
44 |
43 |
-1 |