На заключительной стадии анализа, после выделения излишних мероприятий, для наглядного сопоставления степени значимости мероприятий, строится функционально – стоимостная диаграмма. На этой диаграмме по горизонтальной оси располагаются мероприятия в соответствии с их рангом, вычисленным методом расстановки приоритетов, а по вертикальной – значимость (рис. 17)
Значимость мероприятий, ед. |
0,197 | |||||||
0,176 | ||||||||
0,169 | ||||||||
0,135 | ||||||||
0,115 | ||||||||
0,112 | ||||||||
0,096 | ||||||||
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
2 |
1 | ||
Рис. 17. Функционально- стоимостная диаграмма значимости мероприятий
Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшую значимость при улучшении социально- психологического климата в организации является мероприятие № 5 – выбор тактики руководства, а наименьшую – проведение собраний с участием сотрудников (мероприятие № 1)
При анализе мероприятий по улучшению социально- психологического климата и расчете их коэффициентов относительной важности для организации воспользуемся методом экспертных оценок, который представлен ниже в виде последовательности этапов. Этим методом создается группа экспертов, которым выдаются экспертные карты. Значимость того или иного мероприятия для каждого эксперта оценивается по трехбалльной шкале:
1 балл - худшее значение показателя (наименьшая значимость)
2 балла - среднее значение показателя (средняя значимость цели)
3 балла - лучшее значение показателя (наибольшая значимость цели)
Таблица 20 Экспертная карта по эксперту № 1
№ критерия |
Критерий выбора мероприятия |
Обозначение критерия |
Эксперт № 1 | |||||||||
Оценка мероприятия | ||||||||||||
Выбор тактики руководства |
Улучшений условий труда и отдыха |
Структурирование производственного процесса во времени и в пространстве |
Кабинет психологической разгрузки |
Проведение собраний с участием работников |
Проведение анкетирования и опроса среди работников |
Анализ кадрового состава |
Выделение работников с перспективами роста |
Участие работников в управлении |
Обучение работников | |||
1 |
Реальность реализации мероприятия |
Х1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
Отдача (эффективность) при реализации мероприятия |
Х2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Влияние реализации мероприятия на конечный результат деятельности организации |
Х3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
Осуществимость мероприятия |
Х4 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |