Анализ факторов внешней и внутренней среды необходим для формирования кадровой политики, способной приводить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере кратчайшим путём.
С точки зрения формирования кадровой политики целесообразно учитывать этапы развития организации.
В зависимости от этапа развития организации, а также уровня планирования, можно выделить кадровые программы разного типа, ориентированные на решение оперативных, тактических или стратегических задач. Программы включают в себя различные кадровые мероприятия, отдельные направления работы и проекты, направленные на повышение качества персонала, развитие его способности решать задачи, диктуемые этапом развития организации.
Так, например, особенностью современного периода для компании "Норильский Никель" является то, что в процессе реструктуризации компании из неё в течении ряда лет высвободился непрофильный бизнес, что повлекло за собой высвобождение большого количества людей. Исходя из этого, были разработаны кадровые программы по трудоустройству, переобучению персонала. В свою очередь, техническое перевооружение предприятия, внедрение автоматизации и механизации потребовало повышение уровня образования и квалификации работников. В связи с тем были разработаны кадровые программы по развитию персонала, повышению его квалификации, а также определены чёткие приоритеты при наборе персонала. Причём разработка кадровых программ велась в чётком соответствии с кадровой стратегией, которая, в свою очередь, была определена исходя из стратегии развития предприятия.
Таким образом, из приведенного примера следует, что все кадровые мероприятия, проводимые на предприятии, были запланированы одновременно с мероприятиями, предусмотренными бизнес-планами организации, и проводились поэтапно. Ведь в короткий срок и без подготовленной базы невозможно быстро и качественно осуществить как подготовку, так и трудоустройство персонала.
Принимая во внимание то, что кадровая политика является сводом правил и норм, приводящим человеческий ресурс в соответствие с долговременной стратегией организации, все мероприятия по работе с кадрами (отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение) осуществляются исходя из её установок, заранее планируются и согласовываются со стратегическими целями и текущими задачами организации.
Косвенно нормы и правила, заложенные в содержание кадровой политики, находят отражение в документах, письменно закрепляющих принципы, реализуемые в отношении персонала организации: философия организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка.
Перечисленные документы помогают сотрудникам осознать цели организации. "Обслуживает" же основные задачи организации по внешней адаптации и внутренней интеграции корпоративная культура. Именно корпоративная культура регламентирует поведение человека и даёт возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях, помогает создать эффективную организацию, выстраивая механизмы её адаптации к внешней среде. Корпоративная культура представляет собой своеобразное внутреннее пространство организации.
В ходе разработки общих принципов формирования кадровой политики необходимо согласовать между собой содержательные аспекты организационно-штатной, информационной, финансовой политик и политики развития персонала. ("Под принципом кадровой политики понимается научное начало (основание, правило), которое при решении надо учитывать и соблюдать в работе с персоналом").
Формирование кадровой политики должно происходить на этапе формирования предприятия. Прежде всего, осуществляется проектирование кадровой работы. Процесс проектирования зависит от методов управления персоналом. При использовании традиционных методов управления персоналом реализуются одни подходы, а при управлении человеческими ресурсами - другие. Существующие различия отображены в таблице 2 "Управление формированием кадровой политики предприятия" (см. Приложение 2 к дипломной работе).
Этапы проектирования кадровой политики совпадают с этапами развития предприятия. Так, в свою очередь, на каждом этапе развития предприятия осуществляется нормирование, программирование, мониторинг.
Цель нормирования - согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целями организации в целом, этапом и стратегией её развития. В рамках этого этапа работы важно проанализировать существенные особенности корпоративной культуры, спрогнозировать возможные изменения внешней и внутренней среды организации, конкретизировать образ желаемого сотрудника и определить цели развития человеческого ресурса.
Весьма существенным на данном этапе является наличие в организации представлений об идеальном сотруднике, принципах взаимной ответственности между работниками организации, правилах должностного и профессионального роста, требованиях к развитию определённых способностей и умений. Так на ОАО "ЧаЗ" входе перепроектирования кадровой политики в соответствии с целями компании были определены основные принципы в сфере управления персоналом: качество, а не количество персонала; создание единой команды; профессионализм и компетентность работников. Реализация провозглашённых принципов потребовала создания эффективной системы работы с персоналом, основанной на составляющих: система поиска персонала; система изучения и отбора; система оценки; система адаптации; система карьерного роста; система обучения; система мотивации; система руководства. Таким образом, были чётко определены требования к персоналу, намечены новые правила работы с ним.
Вторым этапом формирования кадровой политики является этап программирования. Цель программирования - разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможных изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, - представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации.
Например, в ситуации закрытой кадровой политики не следует разрабатывать и использовать программы внешнего набора. Более логично в такой ситуации обратиться к знакомым сотрудников, учащимся корпоративных учебных заведений.
Завершающим этапом проектирования организации является мониторинг персонала. Его цель - разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. На данном этапе важно определить существенные индикаторы состояния кадрового потенциала, а также разработать комплексную программу постоянной диагностики и развития умений и навыков работников. Кроме того, целесообразно разработать и внедрить методику оценки эффективности кадровых программ.
При осуществлении мониторинга на постоянной основе многие кадровые программы можно включить в единую систему внутренне связанных между собой программ. Имея четкое представление о производительности труда, о резервах повышения уровня отдачи, о способностях и целях работников, возможно эффективно решать кадровые задачи и задачи управления. В этом случае открывается возможность через кадровую политику управлять предприятием. Кадровая политика становится инструментом управления предприятием.