рефераты по менеджменту

Управление качеством

Страница
19

Это означает, что потребителем считается гражданин, который еще ничего не купил и не заказал, а просто зашел в магазин или любое предприятие, оказывающее услуги населению, либо поинтересовался о потребительских свойствах имеющихся там товаров и услуг.

Потребителем признается гражданин, который непосредственно пользуется товаром (работой, услугой), а не только тот, кто осуществил оплату. Например, потребителем считается любой другой член семьи покупателя или тот, кому подарили товар и т.д.

Потребитель вступает в правоотношения с продавцом (изготовителем, исполнителем).

Продавцом выступает организация, а также индивидуальный предприниматель, реализующий по договору купли-продажи товары потребителям.

Исполнитель – организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги по возмездному договору.

Изготовитель – организация любой организационно – правовой формы или индивидуальный предприниматель, производящие товары.

Организация может выступать в любой, предусмотренной Гражданским кодексом (ст. 50) организационно-правовой форме (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, потребительские кооперативы и другие, предусмотренные законом [ГК].

Индивидуальным предпринимателем считается гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ) [ГК].

Товары, а также работы, услуги, оказываемые покупателю должны обладать определенным качеством в соответствии с государственным стандартом, техническим регламентом, санитарными нормами и правилами, строительными нормами и правилами и другими документами, устанавливающими требования к качеству товаров, работ, услуг.

Товар, который продавец передает покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 Гражданского кодекса РФ. Требования, предъявляемые к качеству товара (работы, услуги), определяются показателями надежности, безопасности, эстетическими, экологическими, эргономическими и другими показателями, а также такими количественными характеристиками, как мощность, содержание пищевых добавок, калорийность и проч.

Обязанность продавца передать покупателю товар надлежащего качества определяется ст. 469, 470, 475, 476, 478, 479, 480 ГК.

В преамбуле Закона и ст. 475 ГК РФ определены признаки существенных недостатков, выявленных в товаре, к числу которых относятся:

- которые делают невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением;

- которые не могут быть устранены, либо проявляются вновь после устранения;

- для устранения которых требуются большие затраты;

- если потребитель вследствие недостатка в значительной степени лишается того, на что он вправе рассчитывать при заключении договора.

Товары, выполненные работы и услуги не только должны содержать недостатки, но и обязаны быть безопасными. С этой целью устанавливаются требования по безопасности к технически сложным товарам. РФ и ст. Закона РФ «О защите прав потребителей».

Для продуктов питания утверждаются предельно допустимые нормы содержания в них вредных для здоровья веществ.

Административный порядок защиты подразумевает обращение потребителя в соответствующие органы. К их числу относятся, прежде всего, федеральные органы и их территориальные подразделения.

- Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);

- Министерство экологии и природных ресурсов;

- Государственный комитет санэпидемиологического надзора;

- Органы исполнительной власти.

У каждого имеются специфические задачи и функции, главными из которых являются:

- осуществление контроля за соблюдением требований безопасности товаров;

- направление предписаний о выполнении требований безопасности товаров, требований о снятии с производства таких товаров, прекращение выпуска и продажи таких товаров, прекращение продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров, на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но они не установлены и т.д.;

- предъявление исков в суды к изготовителям (продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасности товаров;

- наложение штрафных санкций в пределах своей компетенции.

Помимо названных органов защиту потребителей в случае обмана, продажи некачественного товара, недобросовестного выполнения договора осуществляет Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция), которая имеет свои подразделения во всех субъектах Российской Федерации. Ее деятельность определяется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. №866.

Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие основные функции:

- проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, – качества продукции у изготовителя;

- осуществляет в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров;

- контролирует правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;

- принимает меры по установлению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивает широкую гласность результатов проверок;

- приостанавливает реализацию товаров, не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

- рассматривает в соответствии с законодательством письма, претензии (заявления), жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем (при несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке, при этом действие решений управлений Госторгинспекции приостанавливается до решения суда).

Госторгинспекция имеет право осуществлять проверки торговых и промышленных предприятий, производить контрольные закупки товаров, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества, осуществлять контроль за наличием сертификатов на реализуемые товары, давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту, составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом (исполнителем) предписания, передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности лиц, допускающих злоупотребления в торговле, выступать стороной в суде и выносить решение о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю или продавцу за реализацию товаров произведенных с отступлением от требуемых стандартов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту