2. Политика в области качества. Политика в области качества – это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика в области качества является элементом общей политики и утверждается высшим руководством. Оформляется она в виде краткого заявления руководителя предприятия и, как правило, включается в «Руководство по качеству», которое служит описанием системы качества и представляется заказчикам при заключении контрактов. Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются ситуация на рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов, положение дел внутри предприятия, уровень и вид будущих улучшений, необходимых для успешной работы предприятия, повышение квалификации работников предприятия, а также – общее состояние экономики и наличие инвестиций в развитие предприятия.
3. Планирование качества. Осуществляется планирование, как правило, на двух уровнях:
1-й уровень – планирование, в котором намечаются основные направления работ в области качества на перспективу. Стратегическое планирование включает в себя также распределение ресурсов, адаптацию к изменениям внешней среды. Стратегия качества может быть изложена вместе с политикой качества.
2-й уровень – текущее планирование качества, включающее, как правило, мероприятия, намечаемые на предстоящий год. Эти мероприятия обычно предусматривают:
- снятие с производства устаревших изделий;
- модернизацию выпускаемых изделий с повышением их качества;
- разработку и освоение новых изделий;
- проведение научно-исследовательских работ.
4. Организация работ по качеству включает в себя следующие этапы:
– разработка системы качества, то есть определение структур, входящих в систему качества, их функции и методов работ. При этом для создания системы качества, отвечающей современному уровню, используются рекомендации международных стандартов ISO 9000, в которых обобщен опыт создания таких систем, накопленный в развитых странах.
– внедрения системы качества, в течение которого проводятся внутренние проверки системы и ее доработка по результатам проверок.
– сертификацию системы качества на соответствие стандартам ISO 9000. Получение такого сертификата от авторитетного независимого органа существенно укрепляет позиции предприятия на рынках сбыта, т. к. дает заказчикам дополнительную уверенность в возможности предприятия стабильно обеспечивать требуемый уровень качества.
– проведение плановых внутренних проверок системы для поддержания ее эффективного функционирования и совершенствования. После сертификации системы потребуется организация инспекторских проверок с целью подтверждения выданного сертификата.
5. Подготовка и мотивация персонала. Данный этап направлен на формирование активного и квалифицированного персонала, который, наряду с материальной базой и организацией работ, является одним из основных факторов качества.
6. Контроль качества
7. Анализ информации. Эту функцию иногда называют коммуникацией или связующим процессом. Содержание этой функции – получение, систематизация и выдача информации о качестве соответствующим подразделениям для анализа и разработки необходимых мероприятий.
8. Разработка мероприятий производится на основе анализа информации и должна предусматривать:
– корректирующие мероприятия, направленные на устранение выявленных дефектов и несоответствий;
– предупредительные мероприятия – для устранения причин выявленных дефектов и несоответствий, чтобы не допустить их повторения;
– профилактические мероприятия, предназначенные для устранения причин потенциальных дефектов, чтобы предотвратить их появление.
В соответствии с принципами обеспечения качества эти мероприятия могут быть направлены на улучшение материальной базы, на активизацию человеческого фактора или на совершенствование управления.
9. Принятие решений. Технология принятия решений в области качества базируется на общих подходах и методах, принятых в менеджменте.
10. Реализация мероприятий, направленных на выявление отступлений от намеченных свойств и характеристик продукции и улучшение производственного процесса.
Реализация мероприятий – заключительная функция цикла управления качеством. Осуществляется она после принятия решений, которые в виде приказов, планов мероприятий или графиков работ направляются всем исполнителям, а также – в службу качества для контроля и учета их выполнения.
Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Ее делят на:
1. Общую, которая в свою очередь включает:
- теоретическую – занимается вопросами фундаментальных исследований, созданием системы единиц измерений, физических постоянных, разработкой новых методов измерений;
- экспериментальную – занимается вопросами создания эталонов, образцов мер, разработкой новых измерительных приборов, устройств и информационных систем;
2. Законодательная метрология включает комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, а также другие вопросы, регламентация и контроль которых необходим со стороны государства для обеспечения единства измерений и единообразия средств измерения (СИ).
Задачи метрологического обеспечения:
- создание и применение эталонов единиц физических величин;
- определение и уточнение физических констант и физико-химических свойств веществ и материалов;
- создание и выпуск образцовых средств измерения;
- разработка и применение стандартных методов, средств и схем проверки измерительных приборов;
- проведение государственных испытаний разработанных и импортируемых средств измерений;
- государственному надзору и ведомственному контролю состояния и применением средств измерений.
Измерения – совокупность операций по применению технического средства, хранящего единицу физической величины, заключающихся в сравнении измеряемой величины с ее единицей.
Измерения бывают:
- по точности – равноточные (измерения одинаковыми по точности СИ и в одних и тех же условиях) и неравноточными;
- по числу измерений – однократные и многократные;
- по отношению к изменению измеряемой величины – статические и динамические;
- по выражению результатов измерений – абсолютные и относительные;
- по общим приемам получения результатов измерений – прямые и косвенные.
Измерения являются основой научных знаний, служит для учета материальных ресурсов, обеспечения качества продукции, совершенствования технологии, охраны здоровья, обеспечения безопасности труда и для многих областей деятельности.
Главные функции измерений:
1. Учет продукции народного хозяйства, исчисляющейся по массе, длине, объему, расходу, мощности, энергии.
2. Измерения, проводимые для контроля и регулирования технологических процессов (особенно в автоматизированных производствах) и для обеспечения нормального функционирования транспорта и связи.