Рассматриваются все элементы системы качества. Изготовитель должен иметь полное представление о работе предприятия, с тем, чтобы иметь возможность выбрать соответствующие элементы для каждого этапа производственной деятельности. Задача состоит в сокращении затрат на реализацию проекта обеспечения качества при одновременном повышении экономического эффекта.
Организационная структура и документация качества
Организационная структура и документация качества устанавливается в рамках организационной структуры управления предприятием и представляет собой распределение прав, обязанностей и функций общего руководства качеством. Общее руководство осуществляет директор предприятия, однако в рамках системы необходимо иметь должностное лицо, ответственное за эффективность функционирования системы качества.
В организационную структуру предприятия целесообразно вводить службу качества, которая является рабочим органом для выполнения общих функций по обеспечению качеством.
В соответствии со стандартами ISO все элементы, требования, положения, принятые предприятием должны быть документированы. Документация закрепляет устное распоряжение и концентрирует инновации в области обеспечения качества. В состав документов включается:
- политика в области качества
- руководство по качеству
- целевая научно-техническая программа повышения технического уровня и качества
- процедуры (это стандарты предприятия на выполнение различных функций и работ)
- учетная документация по качеству и первичные носители информации о качестве.
Основные требования, предъявляемые к документации системы менеджмента качества
Порядок внедрения МС ISO и проверки системы качества
Необходимость изначальной разработки системы проявляется редко – при строительстве новых предприятий или при освоении нового производства. На тех предприятиях, где имеются системы качества, должна быть решена задача действия системы в соответствии со стандартами ISO.
Система разрабатывается, в первую очередь, на те виды продукции, которые предполагается экспортировать и сертифицировать.
Проводится сопоставительный анализ, где выявляются элементы, которые требуют разработки, оценивается их соответствие требованиям стандартов. Выявленное несоответствие закладывается в основу мероприятий по совершенствованию системы качества.
Действующая система обеспечения качества со временем может стать малоэффективной, поэтому требуются регулярные проверки, анализ и оценка системы качества (диагностика системы качества).
Руководство предприятия должно обеспечивать проведение независимого анализа и оценку систем, то есть внутреннюю проверку, где проверяются не только организации и документирование, но и вся техническая база конкретной продукции. Это проверки состояния оборудования, метрологическое обеспечение производства, средства и методы контроля.
При проверке КС УКП, которая проводилась при ее регистрации территориальными органами Госстандарта, часто осуществлялась лишь внешняя проверка по функциям, этапам и методам управления.
В условиях дефицитной экономики побудительным мотивом для внедрения ISO 9000 является расширение экспортных возможностей.
Основные принципы деятельности по сертификации систем качества:
– Добровольность – инициатор сертификации системы качества – само предприятие, за исключением случаев, когда сертификация системы предусмотрена схемой обязательной сертификации.
– Объективность оценки – достигается независимостью органов сертификации и привлекаемых экспертов-аудиторов, а также их компетентностью и проведения сертификации комиссией экспертов (не менее 2-х человек).
– Воспроизводимость результатов – предполагает, что результаты работ по проверке могут быть получены вновь (повторены). Она обеспечивается применением методик, основанных на единых требованиях, обеспечением учета и хранения.
– Конфиденциальность – информация, получаемая экспертами, является коммерческой тайной.
– Информативность – обеспечивается путем информирования заинтересованных организаций и лиц об аттестованных у экспертов-аудиторов выгодных сертификатах и аннулированных сертификатах.
Потребности сертификации систем качества (производств)
Существует 7 ситуаций, при которых возникает потребности сертификации систем качеств, две из которых связаны с экспортом, остальные – с сертификацией продукции.
1. Без сертифицированной продукции товар часто вообще не может быть продан на зарубежном рынке.
2. При наличии сертификата значительно повышается цена сертифицированной продукции
3. Сертифицируются изделия с повышенными требованиями к безопасности (авиационное производство, атомная энергетика)
4. Продукция представляет собой крупные и сложные установки, монтаж которых осуществляется непосредственно у потребителя и проверить которые можно только на месте их сборки и эксплуатации
5. Когда в международные системы сертификации вводятся правила по оценке систем качества и организации производства
6. Орган по сертификации стремится повысить достоверность своего заключения при выдаче сертификата
7. Связана с экономической выгодностью применения пятой схемы сертификации. Сертификация систем качества и производства целесообразна на предприятиях, где производится достаточно большой перечень видов продукции, а также повышены требования к безопасности продукции.
Процессный подход
Стандарты серии ISO 9000 способствуют принятию процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества для увеличения удовлетворенности потребителя, посредством выполнения его требований. Для эффективного функционирования организации необходимо, идентифицировать многочисленные взаимосвязанные между собой виды деятельности и управлять ими. Любая деятельность или операция, которая имеет вход и преобразовывает его в выход, может быть рассмотрена как процесс. Часто выход одного процесса является непосредственным входом в последующий процесс.
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывном управлении, что обеспечивает хорошую взаимосвязь как между отдельными процессами в рамках организации, так и их комбинацией и взаимодействием.
Применение процессного подхода предполагает следующие действия:
- определение процесса, с помощью которого достигается желаемый результат;
- выявление всех заинтересованных лиц процесса;
- выявление формы организации взаимодействия участников процесса с функциональными подразделениями предприятия;
- оценка возможных рисков, последствий и влияния процессов на потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон;
установление ответственности и полномочий для управления процессом.
Особенностью стандартов МС ISO моделей систем качества является предупреждение дефектов продукции на этапах ее разработки и изготовления, а также ориентация систем качества на требования потребителя.
Принципы обеспечения качества:
1. Взаимодействие с внешней средой, с заказчиками и рынком сбыта, в результате определяются требования и характеристики качества продукции, исходя из требований, анализируются технологические возможности и определяется