- среднесрочные (1-5 лет).
3. По содержанию:
- технологические;
- экономические;
- производственные;
- административные;
- маркетинговые;
- научно-технические;
- социальные.
4. По форме выражения цели:
- количественные;
- качественные.
5. По уровню, к которому цели относятся:
- общие;
- специфические цели.
На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения. Задачи более конкретны и обладают количественными, качественными, пространственными и временными свойствами.
Для систематизации всего многообразия целей организации строят «дерево целей» организации (целевую модель) (рис 7).
Общие цели
Рисунок 5. «Дерево целей» организации
Тема 5 Стратегия эффективного менеджмента
Понятие стратегии пришло в теорию и практику менеджмента из военной сферы в 70-х годах XX века.
Стратегия – генеральная программа действий (общий комплексный план) организации, устанавливающий приоритеты проблем, ресурсов и последовательность шагов для обеспечения осуществляемой миссии и достижения стратегических целей организации.
Тактика – краткосрочные планы организации.
Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Процесс перспективного планирования в современных организациях (предприятиях) включает в себя долгосрочное и стратегическое планирование. Долгосрочное планирование основано на экстраполяции сложившихся тенденций развития, т.е. построение планов осуществляется от прошлого к будущему.
Отличительным принципом стратегического планирования является построение планов от настоящего к будущему. Важное место в нем отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, которые способны изменить сложившиеся тенденции.
Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Анализ сильных и слабых сторон организации производят по 5 основным направлениям:
кадры;
организация общего управления;
производство;
маркетинг;
финансы.
Метод SWOT является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды, установить связи между ними, которые могут быть использованы для формирования стратегии организации.
Стратегические альтернативы.
Перед организацией стоят 4 основные стратегические альтернативы:
1. ограниченный рост;
2. рост;
3. сокращение.
Существует несколько вариантов стратегии сокращения:
ликвидация;
«отсечение лишнего»;
сокращение и переориентация;
4. комбинированная стратегия.
Выбор стратегии.
Его целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Прежде, чем сделать этот выбор, необходимо провести анализ стратегических исходных позиций, который можно осуществить с помощью матрицы Бостонской консультационной группы (БКГ).
В данной матрице объект стратегического планирования располагается по вертикали относительно перспектив развития рынка, а по горизонтали относительно собственной конкурентоспособности.
Матрица указывает на 4 основные позиции объекта:
«звезды» – занимают лидирующее положение в быстроразвивающейся отрасли;
«дойные коровы» – занимают лидирующее положение в относительно стабильной или сокращающейся отрасли;
«вопрос» – не имеет хороших конкурентных позиций, но действует на перспективных рынках;
«собаки» – ограниченный объем сбыта в сложившейся или сокращающейся отрасли.
Рисунок 6 Матрица БКГ
Реализация стратегии.
Стратегическое планирование приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Для того, чтобы контролировать реализацию стратегии и быть уверенным в достижении поставленных целей, в организациях должны быть реализованы различные планы, программы, проекты и т.д., важнейшее место среди которых отводится стратегическому плану.
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. В процессе оценки стратегии используются количественные и качественные критерии.
Тема 6. Инновационный потенциал в менеджменте
Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сэй определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе. Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений. Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:
П. Друкер выделяет семь источников инновационных возможностей. Первые четыре находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источниками являются:
1. Неожиданный успех, неудача или какое либо внешнее событие;
2. Несоответствие между объективной действительностью и ранее спрогнозированным ходом событий;
3. Потребности предприятия;
4. Негативные изменения в структуре отрасли или рынка;
5. Демографические изменения;
6. Изменения в восприятии и настрое;
7. Новое знание, как научное, так и ненаучное. Первые четыре находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли.
Задачи менеджера инновационного предприятия
1. Прежде всего он должен досконально знать то дело, которым занимается, быть специалистом высочайшего класса в нем.