ВВЕДЕНИЕ
Быстрая трансформация экономики России на принципиально новых условиях хозяйствования вызвала глубокий и затяжной социально-экономический кризис, выход из которого предполагает коренную структурную перестройку прежде всего базовых отраслей материального производства, повышение инвестиционной активности. Экономика переходного периода включает в себя преобразование всего комплекса отношений собственности, структурную перестройку, социальную переориентацию, интеграцию национальной экономики в систему мирового хозяйства и т.д. Все эти преобразования немыслимы без изменения и совершенствования системы, форм и методов управления.
В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономикой, особенно на уровне предприятий, объединений и других хозяйственных организаций, является выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента как науки к практике управления в целях обеспечения конкурентоспособности объектов в условии рыночных отношений. Это не механический процесс перенесения опыта фирм Запада на российские условия, а творческий поиск новых решений.
Это предъявляет высокие требования к подготовке специалистов - менеджеров. Поэтому в учебном процессе изучение менеджмента все более выдвигается на первый план.
Курс “Менеджмент” раскрывает вопросы теории и практики управления и предназначен для формирования у будущего специалиста целостного представления о системе управления и процессах ее функционирования.
Целью изучения дисциплины “Менеджмент” является формирование у студентов ясного и осмысленного представления об областях применения менеджмента, познания идей и опыта, относящихся к такому сложному и многостороннему виду человеческой деятельности, как управление, приобретение навыков использования полученных знаний в управлении людьми и организации, формирования у студентов методологической основы для последующего изучения специальных аспектов менеджмента, и формирования на этой базе цельной концепции современного менеджмента.
С точки зрения методологии курс ориентирован на традиционный подход, рассматривающий принципы и функции управления, прослеживается структурно-логическая взаимосвязь и состав разделов пособия. Изложение курса начинается с общей характеристики организации и менеджмента: рассматриваются этапы становления, анализируются внутренние переменные и внешняя среда организации, ее основные хозяйственные формы. Затем изучается система основных функций: разработка и реализация стратегических планов, организация, мотивация, контроль. Далее изучается управление группой, конфликтами, рассматриваются вопросы руководства, лидерства и власти.
Изучение курса “Менеджмент” предусматривает не только аудиторные занятия, но и самостоятельное освоение материала.
Теоретические основы менеджмента на современном этапе.
Глава 1. Сущность понятий менеджер. Отличие менеджмента от управления
В зарубежной и отечественной литературе существует множество трактовок понятия «менеджмент».
Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью организации (предприятия, фирмы) в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.
Менеджмент – это особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого и инновационного руководства, способная чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.
В общедоступном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Термин «управление» шире термина «менеджмент», т.к. применяется к различным сферам и видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях.
Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики.
Менеджмент как тип рыночного управления имеет следующие отличительные черты:
- ориентация на человека;
- ориентация на потребителя;
- полная ориентация на рынок;
- постоянное совершенствование системы управления организацией.
В настоящее время к менеджменту применяют следующие научные подходы.
1. Процессный подход появился в 20-х годах XX века и существует до настоящего времени. Это первый исторически сложившийся подход. Он был предложен классической административной школой. Этот подход рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, определяет менеджмент как процесс, в котором деятельность направлена на достижение целей организации. В соответствии с процессным подходом каждая из управленческих функций тоже является процессом.
Классификация функций. Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления в независимости от особенности той или иной организации. Эти функции называют общими и в их составе выделяют: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию (рис. 1).
Рисунок 1. Взаимосвязь функций управления
Все эти функции имеют 2 общие характеристики: они требуют принятия решений, и для всех из них необходима коммуникация. Эти характеристики называют связующими процессами в менеджменте.
Помимо общих существуют специальные (специфические) функции управления. Специальные функции воздействуют на отдельные стороны деятельности организации и реализуются в функциональных и целевых подсистемах организации.
Процессный подход понимает менеджмент как простое одномерное взаимодействие людей в организации и не учитывает влияние на управленческую деятельность внешней среды.
2. Системный подход появился в 50-е годы XX века и существует в наши дни. Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Он предполагает исследование объекта анализа как системы, включающей в себя составные компоненты (подсистемы), без которых невозможно функционирование объекта в целом. При анализе рассматриваются внутренние связи между компонентами и внешние связи объекта. Применение системного подхода к менеджменту помогает увидеть организацию в единстве составляющих её частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.
Система – совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из ее элементов.
Признаки системы:
1. Сложность объекта и его целостность.
2. Способность делиться на подсистемы (это не отделы).
3. Быть, как правило, элементом системы более высокого уровня.
4. Способность образовывать единство с внешней средой.
Любая организация является открытой системой.
Внешняя окружающая среда