2. У него должны быть одновременно качества и администратора, и лидера.
3. Ему необходимо учитывать баланс интересов всех сторон, участвующих в совместном бизнесе.
4. Он должен быть коммуникабельным и обладать воображением стратега.
5. Его интеллектуальные горизонты должны быть широкими.
6. Моральные стандарты высокими.
7. Он должен быть настойчивым в поисках новых возможностей и решений.
8. Должен уметь постоянно аккумулировать всю необходимую информацию и выбирать из нее самое важное.
9. Должен обладать интуицией.
10. Хороший менеджер не ждет информации, а неустанно добывает ее.
11. Плохие новости менеджер анализирует с большим внимание, чем хорошие, так как на них надо быстро реагировать, чтобы исправить ситуацию.
12. Должен обладать способностью синтезировать всю поступающую информацию, т. е. превращать факты в информацию, а информацию в знания.
13. Менеджер должен уметь слушать людей. Должен научиться слушать и слышать даже то, что не сказано.
14. Менеджер должен стремиться к широкому спектру мнений, т. е. важно побуждать людей быть самими собой, не подминать их под себя. Если я думаю так, как ты, а ты, как я, то можно обойтись кем-то одним из нас, а другого уволить.
15. Хороший менеджер должен, с одной стороны уметь оценить талант сотрудника, а с другой – знать, как избавиться от тех, кто не оправдал надежд, избавиться, не нарушая при этом законов порядочности.
16. Хороший менеджер должен быть честным, так как без честности не может быть доверия, на котором базируется лидерство и эффективность управления.
17. Хороший менеджер обнаруживает гибкость, уступчивость в мыслях и поступках, но при этом не переступит четкой грани, за которой – нарушение этики.
Требования к организаторским способностям инновационного менеджера
1. Адаптационная мобильность;
2. Контактность;
3. Стрессоустойчивость;
4. Доминантность.
Содержание инновационного менеджмента определяется последовательной реализацией функций управления инновациями.
Рисунок 7 Процесс реализации функций инновационного менеджмента
Формирование инновационных целей предполагает выделение приоритетных для предприятия направлений развития, определение возможных путей и способов их реализации, установление периода достижений желаемых результатов, построения «дерева целей».
Планирование инноваций предусматривает детализацию инновационных целей предприятия и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей, установление состава реализуемых в рамках приоритетных направлений развития предприятия проектов, распределение заданий по участникам инновационных проектов, определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ.
Организация инноваций связана с определением научно-производственной структуры предприятия, структуры управления инновациями, формы их организации (концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование).
Контроль за инновациями на предприятии предполагает сбор и анализ информации о состоянии инновационной деятельности, выявление отклонений от установленных параметров, выяснение причин таких отклонений, подготовку и реализацию решений, направленных на достижение намеченных целей развития.
Классификация инноваций:
1. По типу нововведения классифицируются на:
- продуктовые;
- технологические;
- организационно-управленческие.
2. По инновационному потенциалу нововведения делятся на:
- радикальные (базовые;
- комбинаторные;
- модифицирующие.
3. По особенностям инновационного процесса выделяют нововведения:
- внутриорганизационные;
- межорганизационные.
4. По источнику возникновения нововведения классифицируются на:
- нововведения, вызванные развитием науки и техники;
- нововведения, вызванные потребностями рынка;
- нововведения, вызванные потребностями производства.
5. По роли в воспроизводственном процессе нововведения делятся на:
- инвестиционные;
- потребительские.
Стратегия управления инновационной деятельностью является составной частью общей стратегии развития предприятия. Она представляет собой субстратегию, которая служит основой динамического развития процесса воспроизводства. Это движущая сила всей производственной стратегии и среды деятельности предприятия.
Выделяют четыре основных стратегии, которых придерживаются предприятия:
1. Активно наступательная
2. Умеренно наступательная стратегия
3. Оборонительная стратегия
4. Остаточная стратегия.
Виды инновационных стратегий:
1. наступательная,
2. защитная,
3. поглощающая,
4. промежуточная,
5. создание рынка,
6. разбойничья,
7. привлечение специалистов,
8. приобретение компаний,
9. кооперативная стратегия
При разработке рыночной стратегии используют виды маркетинга:
1. продуктовый маркетинг,
2. потребительский маркетинг,
3. интегрированный маркетинг
Стратегия маркетинга при организации инновационной деятельности предприятий включает следующие направления:
I. Выбор вида маркетинга при завоевании рынка сбыта для вновь созданной продукции и развитии инновационной деятельности, использование принципов различных видов маркетинга в зависимости от ситуации на рынке;
2. Развитие активности предприятия на рынке и определение неудовлетворенной потребности при работе с покупателями нового изделия на основе концепции стратегического маркетинга с учетом особенностей переходного периода;
3. Организация информационно-поисковой системы с выходом в мировые информационные сети с целью ускоренного создания новой модели и оценки ее конкурентоспособности;
4. Перманентная сегментация рынка на основе многокритериального подхода, поиск рациональных "ниш" рынка для нового изделия;
5. Определение емкости сегментов рынка и ее динамик, позволяющих определить объем производства и темпы наращиваний выпуска новых изделий;
6. Выбор методологии ценообразования, определение цен на новую продукцию в соответствии со спросом и рыночной конъюнктурой;
7. Создание проблемно-ориентированных структур с привлечением к работе службы маркетинга специалистов функциональных подразделений управления предприятиями, что позволит комплексно решать задачи планирования и организации инновационной деятельности, производства новых изделий, финансирования работ и продвижения товаров на рынке;
8. Включение в функциональные обязанности руководителей проектно-конструкторской и производственной служб (и их заместителей) функций маркетинга, ориентированных на ускоренное создание и освоение изделий, имеющих повышенный спрос, при использовании принципов инновационного менеджмента;
9. Создание комплексных команд, занимающихся маркетинговой деятельностью, по продуктовому признаку, определяющих потребности рынка и возможности предприятия в их удовлетворении;