Источник: Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: I Госкомстат России, с, 2в0.
По оценкам каждый пятый работающий москвич занят в сфере малого предпринимательства, а каждый седьмой рубль, который получает бюджет Москвы, поступает от предприятий малого бизнеса.
Таблица 6 - Характеристика деятельности малых предприятий в г. Москве
Показатель |
1999 |
2000 |
2007 |
1. Число малых предприятий (на начало года) |
183508 |
181340 |
175163 |
2. Среднесписочная численность работников, тыс. чел. |
1161,7 |
1661,7 |
1121,4 |
3. Средняя численность внештатных совместителей, тыс. чел. |
247,1 |
273,3 |
215,3 |
4. Средняя численность работавших по договорам гражданскоправового характера, тыс. чел. |
787,8 |
798,5 |
170,3 |
В структурном отношении наибольший вес по числу малых предприятий в Москве приходится на предприятия торговли и общественного питания (35,4%), на долю предприятий строительства, науки и научного обслуживания и промышленности приходится соответственно 15,5%, 11,8% и 11,7% общего числа всех малых предприятий в городе. В сфере деятельности по обслуживанию рынка занято 8,5% предприятий, в сфере транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания соответственно 2,1% и 199% малых предприятий. На долю малых предприятий в сфере финансов, кредита, страхования, а также на другие виды деятельности приходится 1,8% и 11,3% от общего их количества в городе.
В настоящее время малый бизнес играет важную роль в экономике многих стран. Например, в США малые предприятия составляют около 90% от общего числа фирм и на их долю приходится более 40% ВНП, в Японии на предприятия с числом занятых до 300 человек приходится 51% промышленного производства.
Как показывает анализ зарубежного опыта, чем более развита экономика, тем большее внимание уделяется малому бизнесу, который имеет ряд преимуществ по сравнению с крупными компаниями. Среди преимуществ малых и средних компаний можно отметить такие, как быстрота реакции на изменение конъюнктуры рынка, в том числе и по экологическим характеристикам товаров и предоставляемых услуг, близость к местным рынкам, простота в управлении, возможность быстрого технического перевооружения за счет недорогого оборудования и т.д. Малые предприятия придают рыночной экономике необходимую гибкость, вносят существенный вклад в формирование конкурентной среды.
В России малый бизнес является одним из ключевых факторов становления рыночных отношений и обладает большим потенциалом.
Одной из новых тенденций в сфере становления экологического менеджмента за рубежом является распространение основных принципов экологического управления, в том числе - в сфере малого бизнеса, в непромышленном секторе экономики (автозаправочные станции, предприятия питания, гостиничное хозяйство, торговля, туризм и др.)
Попытки внедрения экологического менеджмента на предприятиях системы АПК предпринимаются и в России. Как было отмечено выше, в качестве конкретных объектов исследования выбраны малое предприятие по торговле пищевыми продуктами - ООО «В Раменках», и малая пекарня «Волбо» в г. Черкесск. Для оценки перспектив развития данных малых предприятий, в том числе - для обоснования внедрения здесь систем экологического управления рассмотрим динамику потребления некоторых продуктов питания в домашних хозяйствах России, табл. 7.
До последнего времени развитие систем экологического менеджмента
в основном было ориентировано на производственные системы. Это было связано с тем, что при рассмотрении проблем устойчивого развития внимание уделялось, прежде всего, производственной стороне. Хотя известно, что потребление является не менее значимым фактором для достижения экологически устойчивого сбалансированного развития.
Как видно из таблицы, хлебные продукты занимают существенную
позицию в питании российских граждан - в 1998 г. 120 кг в среднем на члена домашнего хозяйства в год. При этом вопрос рациональности такого питания в работе не рассматривался.
Таблица 7 - Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах России (в среднем на члена домашнего хозяйства в год, кг)
1980 |
1990 |
1995 |
2007 |
2007г. в % к 1980 г. | ||
Хлебные продукты |
112 |
97 |
102 |
120 |
107,1 | |
Картофель |
117 |
94 |
112 |
111 |
94,9 | |
Овощи и бахчевые |
92 |
85 |
83 |
83 |
90,2 | |
Фрукты и ягоды |
35 |
37 |
30 |
27 |
77,1 | |
Мясо и мясопродукты |
70 |
70 |
53 |
58 |
82,9 | |
Яйца, шт. |
286 |
231 |
191 |
198 |
69,2 | |
Молоко и молочные продукты |
390 |
378 |
249 |
245 |
62,8 | |
Рыба и рыбопродукты |
17 |
15 |
9 |
15 |
88,2 | |
Сахар и кондитерские изделия |
35 |
32 |
27 |
44 |
125,7 | |