4. Для осуществления комплексного анализа работы малого предприятия с учетом требований охраны окружающей среды предлагается разработка показателей, которые отражают основные технико-экономические и экологические параметры деятельности фирмы, принимая во внимание специфику торгового предприятия и мини пекарни.
5. На основе анализа и обобщения имеющегося опыта определены экономические выгоды предприятия, которые могут быть получены за счет внедрения системы экологического управления, в том числе - за счет улучшения маркетинга, стабилизации производства и роста конкурентоспособности фирмы, сокращения внутренних затрат и экономии первичных ресурсов, энергии, а также совмещения затрат на охрану окружающей среды с экономической выгодой.
6. В результате анализа влияния экологических факторов на экономику малого бизнеса установлено, что деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и должна рассматриваться как важная экономическая задача.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Разработка национальной программы по внедрению экологически безопасных методов производства и экологически благоприятных продуктов с введением соответствующей ответственности товаропроизводителя и обеспечением контроля качеством продукции на протяжении всего его жизненного цикла.
Создание устойчивой структуры потребления, которая по количеству, качеству и структуре распределения благ обеспечит удовлетворение потребностей населения в пределах допустимой интенсивности использования природных ресурсов.
Принимаемые на стадии спроса жизненного цикла потребительских товаров и услуг меры по уменьшению ущерба окружающей среде дополняют действие традиционных мер по ограничению загрязнения окружающей среды, предпринимаемых на стадии предложения.
Одним из важных инструментов, направленных на обеспечение экологической безопасности производства и потребления пищевых продуктов, является экологическая маркировка продукции.
Экологические заявления производителей через использование специальной маркировки призвано информировать потребителей о благоприятных с точки зрения сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов свойствах продукта. Такой подход в значительной мере влияет на готовность населения платить за экологически благоприятные товары и услуги, мотивирует потребителей к покупке тех или других, в том числе - пищевых продуктов с улучшенными экологическими свойствами. Так, по опросам проведенным Агентством по охране окружающей среды Германии в 1993 г., 79,1% населения купили бы экологически благоприятные продукты при их сравнении с другими продуктами на потребительском рынке, для остальных 20,9% покупателей этот фактор не имел решающего значения.
Представляют теоретический и практический интерес данные зарубежных исследований и опросов о готовности населения платить за улучшенные экологические параметры и свойства продуктов, в том числе - пищевых. Данные обследования были выполнены в ЕС в 1997 г. в связи с оценкой влияния тары и упаковки продукции на окружающую среду, табл. 19.
Таблица 15 - Готовность населения Европейского Союза платить за экологически благоприятные продукты (1997 г.), в %
Готовы ли Вы платить более высокую цену за экологически благоприятные продукты |
В % от числа опрошенных |
1. Нет, я не готов (а), платить более высокую цену |
48,1 |
2. Я готов (а) платить более 5% обычной цены |
36,4 |
3. Я готов (а) платить от 6 до 10% более обычной цены |
12,3 |
4. Я готов (а) платить 11-15% более обычной цены |
2.%5 |
5. Я готов (а) платить 16% и более обычной цены |
0,8% |
Следует отметить, что как для потребителей, так и для производителей должны быть четкая и ясная информация и маркировка экологических параметров и свойств продуктов с использованием общеизвестных обозначений, таких как «биопродукт», «Экологически чистый продукт», «Экологически благоприятный продукт» и т.д.
В табл. 20 приведены данные опроса, проведенного в Германии (1995 г.) об осведомленности населения об экологических параметрах продукции.
Таблица 16 - Осведомленность населения Германии об экологических свойствах продуктов по тем или другим видам маркировки
По каким знакам маркировки Вы узнаете, что продукт является экологически благоприятным |
Процент населения |
1. Надпись «Биопродукт» |
8% |
2. Надпись «Экологически чистый» |
8% |
3. Надпись «Экологически благоприятный» |
15% |
4. Маркировка «Голубой ангел» |
62% |
5. Не знаю |
21% |
Что касается экологических параметров пищевых и других групп продуктов и товаров потребительского рынка, важное значение имеет тара и упаковка. Социологические опросы населения, как за рубежом, так и в России, показывают о недостаточной информированности потребителей об упаковке, которая подлежит повторному использованию и утилизации, табл. 21.
Таблица 17 - Осведомленность населения ФРГ (1993 г.) о маркировке тары и упаковки продукции, которая может утилизироваться и повторно использоваться
Что Вы думаете о маркировке «Der gruene Punkt"? Это означает: - «экологически чистый продукт» или - тара и упаковка продукции будет повторно перерабатываться и утилизироваться |
В процентах от числа опрошенных |
1. Экологически благоприятный продукт |
13% |
2.Тара и упаковка определенно может перерабатываться и утилизироваться |
68% |
3. Не знаю |
9% |
4. С маркировкой не знаком (а) |
10% |