рефераты по менеджменту

Роль экологического менеджмента в развитии малого бизнеса

Страница
22

Ответственность кредитора отличается от косвенной ответственности тем, что кредитор становится непосредственно ответственным за издержки, связанные с экологическим нарушением (то есть в случае наступления совокупной и раздельной ответственности за экологические нарушения.

Риски могут быть связаны с формами предоставления средств, например, следующим образом: участие в акционерном капитале.

Вопрос об экологической ответственности возникает с особой остротой в связи с приватизацией. Министерство экономики России может предоставлять покупателям возмещение затрат на очистку на основе экологических ревизий, проведенных до заключения контракта.

Заемщики могут понести серьезные издержки по очистке (и возможные санкции), которые, в принципе, должны покрываться компанией-заемщиком. Эти издержки могут повлиять на способность покупателя погасить кредит.

Экологические риски и ответственность могут возникнуть в связи со следующими аспектами деятельности заемщика (малого предприятия):

• загрязнение почвы или воды в результате нынешней или предыдущей деятельности на территории предприятия;

• загрязнение за пределами территории предприятия;

• обработка, транспортировка и удаление опасных материалов;

• сборы (платежи) и штрафы за несоблюдение законов и норм в области охраны окружающей среды в связи с любым аспектом операций;

• задержки в получении необходимых разрешений на развитие, строительство и ведение операций.

Любой из этих рисков может привести к возникновению следующих проблем:

• снижение рентабельности из-за издержек на достижение соответствия природоохранным нормам или увеличения выплат за загрязнение окружающей среды;

• издержки на очистку от загрязнения окружающей среды и устранение его последствий;

• трудности, связанные с утверждением проекта (например, из-за задержек в процессе согласования);

• возражение общественности;• ответственность, связанная с обеспечением охраны здоровья и работающих и техникой безопасности (например, требования компенсации);

• барьеры на пути к внешним рынкам (например, несоответствие международным стандартам на импорт) и др.

Кроме того, финансовая эффективность малого предприятия может быть подорвана в результате воздействия таких факторов, как изменение экологических привил и мер принуждения. В частности, в случае экспорта продукции могут быть установлены жесткие экологические нормы (например, в отношении продукции) для поставщиков, а потребители могут отдавать предпочтение экологически благоприятной продукции.

Степень подверженности экологическим рискам и потенциальной ответственности будет варьироваться в зависимости от отрасли хозяйства, где осуществляет деятельность малое предприятие и цели осуществляемой сделки, а также от объема всей возможной ответственности компании в области охраны окружающей среды.

Среди инвестиционных проектов малых предприятий с низким уровнем риска, которые требуют процедуру экологической проверки, можно отметить следующие:

• Розничная торговля.

• Инфраструктура отдыха и туризма.

• Импорт/экспорт пищевой и сельскохозяйственной продукции и др.

Таким образом, экологическая ориентация проекта и наличие на предприятии системы экологического управления может служить веским основанием для выделения кредита в поддержку малого бизнеса.

Осуществление в настоящее время Программы государственной поддержки малого предпринимательства в значительной степени сдерживается отсутствием необходимых финансовых ресурсов на данныецели. Представляется, что источником такой поддержки могли бы стать средства, полученные за счет дополнительных доходов от приватизации федерального и муниципального имущества. Такие возможности имеется также за счет высвобождения простаивающих производственных, складских и прочих помещений и мощностей на государственных предприятиях, чтобы передать их малым предприятиям.

Определенный опыт по использованию процедуры приватизации для целей поддержки малого бизнеса накоплен в Чувашии. Здесь, в частности, направляют 0,5-1,0% полученных от приватизации средств в фонд поддержки малого предпринимательства. При этом предпочтение отдается наукоемких, природо- и ресурсосберегающим проектам.

Практический интерес представляет предложение о направлении на цели малого бизнеса до 10% бюджета развития, что будет способствовать разделению риска между государством и заемщиками -малыми предприятиями. Банки, предоставляющие кредиты под бизнес-проекты, получат дополнительную гарантию: в случае невозврата кредита 60% риска берет на себя государство.

В плане усиления институциональных основ процесса экологизации экономики важное значение приобретает все более полная интернилизация издержек, т. е. Создание таких условий, при которых хозяйствующий субъект должен учитывать все издержки, а не только не, которые возникают непосредственно у него, но и те, что образуются у соисполнителей по всему «жизненному циклу» продукции.

Важная роль при этом отводится созданию мотивационного механизма, стимулирующую экологически ориентированную деятельность

предпринимателей с тем, чтобы ядром их устойчивого развития стал комплекс инновационной, маркетинговой и природоохранной деятельности.С точки зрения стимулирования деятельности малых предприятий по оздоровлению окружающей среды можно отметить корректировку платежей за природопользование, например, в случае реального уменьшения воздействия малого бизнеса на состояние окружающей среды (экономия воды, энергии, снижение образования отходов и д ) Для этих целей можно воспользоваться показателем предотвращенного экологического ущерба окружающей природной среде.

Расчеты в данном случае целесообразно выполнять на основе Методики определения предотвращаемого экологического ущерба, утвержденной Госкомэкологии России 20.11.1999 г. Так, к примеру, на мини пекарне «Волбо» в г. Вязьме осуществляется комплекс мер по вовлечению отходов производства и потребления в хозяйственный оборот и использования их как вторичное сырье. Оценка величины предотвращенного экологического ущерба окружающей среде в результате недопущения к размещению 1 тонны либо ликвидации размещенных ранее отходов 1-го класса опасности в результате осуществления n-го направления природоохранной деятельности можно определить следующим образом:

У пр 1 = Уддг х SЕ Mi к х Ki, (10)

Упр2 = Уддг X Е / Mi x Ki, (1),

где: Уддг - показатель удельного ущерба окружающей природной среде г-го

региона в результате размещения 1 тонны отходов IV класса опасности, руб./тонну. (Показатели удельного ущерба окружающей среды от размещения 1 т отходов производства и потребления приведены в приложении 2).

Упр1 - предотвращенный экологический ущерб в результате недопущения к размещению 1 тонны отходов 1-го класса опасности от объекта за счет их использования, обезвреживания либо передачи другим предприятиям для последующего использования, обезвреживания, тыс. руб.;MiK - объем отходов i-го класса опасности (предприятия, производства), не допущенных к размещению (использованных, обезвреженных либо переданных другим предприятиям), тонн;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту