рефераты по менеджменту

Роль экологического менеджмента в развитии малого бизнеса

Страница
20

Основными задачами системы экологической сертификации являются:

• предупреждение неблагоприятного воздействия на условия жизнедеятельности человека и состояние окружающей среды факторов, связанных с процессом производства и применения продукции, утилизацией отходов и использованием природных ресурсов;

• обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства природно-ресурсного потенциала;

• защита потребителей от приобретения товаров (услуг), опасных для жизни, здоровья и имущества, или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду в процессе их использования;

• повышение конкурентоспособности отечественной продукции, содействие экспорту.

Очевидно, что экологическая сертификация призвана сделать потребителя и производителя равными партнерами, поскольку в условиях рынка именно она упорядочит и сделает цивилизованными их взаимоотношения. В рыночных условиях она, прежде всего, нужна тому, кто не имеет возможности напрямую воздействовать на изготовителя и, по существу, беззащитен перед ним, т.е. потребителю.

В настоящее время широкое распространение за рубежом получила сертификация систем управления качеством продукции на соответствие требованиям международных стандартов серии ISO 9000 и ISO 14000. В России также начаты работы по сертификации таких систем, ряд отечественных предприятий получил сертификаты соответствия. В 1999 г. такой сертификат получило предприятие «Топливные системы», г. С.Петербург. В 2000 г. сертификат системы управления окружающей средой на основе стандарта ISO серии 14001 получило ЗАО "Вологодский подшипниковый завод". Данная работа проводилась в сотрудничестве с Немецким обществом по сертификации систем качества - DQS.

Наличие такого сертификата является определенным гарантом устойчивости выпуска предприятиями продукции, отвечающей стандартам, в том числе - по экологическим требованиям, стимулирует привлечение инвестиций, а также способствует формированию у предприятия, фирмы благоприятного экологического имиджа. Так, к примеру, Госстандарт России в 1998 г. утвердил программу добровольной сертификации систем качества малых пекарен в г. Москве, получившую название "Моспек". Объявленная программа сертификации носит добровольный характер. Наличие сертификата "Моспек" подтверждает, что в пекарне созданы условия для выпуска качественной продукции (технологическое обеспечение, санитарно-гигиенические стандарты и экологическая безопасность),

Для информирования населения и потребителей хлебобулочных изделий в магазины направляются специальные информационные листки, которые содержат данные о химических показателях, радиационной безопасности продукции, ее энергетической ценности, потребляемом сырье для ее производства и др. В перспективе предполагается выпускать специальные экологические заявления для информирования потребителей, поставщиков сырья, природоохранные органы и население о деятельности 000 «Волбо» по внедрению системы экологического менеджмента.

В рамках комплекса стандартов ISO серии 14000 разрабатываются также стандарты по экологической маркировке продукции, призванные создать единую нормативную базу в этой области, способствующую преодолению торговых барьеров.

Компании, внедряющие международные стандарты ISO серии 14001 в результате повышения эффективности производственных процессов получают значительную экономию затрат. Это принуждает компании концентрировать усилия на таких объектах управления, как обращение с отходами, энергозатраты и сырьевые материалы.

В настоящее время в России реализуется национальная программа поддержки отечественного товаропроизводителя, в рамках которой все более актуальным направлением является формирование рынка экологически чистой (безопасной) продукции.

С этой целью Международным экологическим фондом. Национальным фондом защиты потребителей совместно с рядом заинтересованных министерств, ведомств и организаций проводятся Международные выставки «Экологически безопасная продукция». Одновременно, для пропаганды и продвижения как на внутренний, так и на внешний рынок экологически чистой и безопасной продукции, проводится конкурс предприятий -производителей и поставщиков такой продукции.

Предприятия и организации и выпускаемая ими продукция, победившие в конкурсе, вносятся в реестр производителей и поставщиков экологически безопасной продукции. Этим предприятиям предоставляется право использования специальной экологической маркировки при выпуске данной продукции.

В Приложениях 4, 5 представлен составленный автором Реестр производителей и поставщиков натуральной и безопасной продукции, отвечающей экологическим требованиям, а также Реестр и характеристика продукции, работ и услуг некоторых участников национальных выставок «Экологически безопасная продукция» (производители и поставщики экологически благоприятной продукции, работ и услуг). Очевидно, что экологический имидж товара отвечает не только запросам потребителей, но и интересам производителей, поскольку значительно повышает конкурентоспособность товара и предприятия, а также положительно сказывается на деловой репутации товаропроизводителей.

Кроме того, в результате сложившейся практики экологической маркировки благоприятной продукции потребители получают эффективный инструмент, позволяющий им выбрать изделия, произведенные в соответствии со всеми экологическими требованиями из экологически безопасного сырья.

Для участия в конкурсе предприятия-заявители должны, кроме образцов продукции, представить в конкурсную комиссию определенный пакет документов, в том числе сертификат соответствия Госстандарта России, гигиенический сертификат Минздрава России, а также оценку экологического состояния предприятия и выпускаемой им продукции. В состав комиссии (жюри) по присвоению продукции сертификата ее экологической безопасности, на наш взгляд, должны входить представители природоохранных органов, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производители и потребители, союзы и ассоциации защиты прав потребителей, независимые экоаудиторские фирмы и др.

В связи с реализацией договора о партнерстве и сотрудничестве России с Европейским Союзом и намерением России присоединиться к Всемирной торговой организации товаропроизводителей (ВОО) существенно повышаются требования к российским экспортно-ориентированным производителям и выпускаемой ими продукции по соблюдению экологических норм и привил в соответствии с международными стандартами. В этой связи главное внимание уделяется вопросам соблюдения предприятиями требований природоохранительного законодательства и переход на международно-признанные процедуры экологического управления в соответствии с международными стандартами ISO серии 14000.

Вследствие этого наибольшее значение начинает приобретать система управления окружающей средой по международным стандартам ISO серии 14000, который с 1998 года принят и введен в действие Госстандартом России и является Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ССО 14000.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту