рефераты по менеджменту

Роль экологического менеджмента в развитии малого бизнеса

Страница
6

В ближайшем десятилетии данная компания планирует укрепить свое положение лидера в российской нефтяной отрасли, в том числе за счет развития концепции обязательств компании перед акционерами и обществом. Такие обязательства, к примеру, включают соблюдение международных стандартов финансовой прозрачности и раскрытия информации, соблюдение российских и международных стандартов защиты прав акционеров, в том числе - с учётом экологических факторов, соблюдение этических принципов ведения бизнеса, которые включают требования поддержания благоприятного качества окружающей среды и др.

Использование потенциала России в области экологического аудита направлено на развитие рыночной экономики. Развитие системы экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает активное международное сотрудничество, обмен информацией и опытом в указанной области.

Как видно на примере ОАО «Газпром» и нефтяной компании «Лукойл», учет экологического фактора в предпринимательской деятельности непосредственно связан с процессом формирования корпоративной ответственности фирмы.

При этом носителем корпоративной экологической ответственности являются верхние уровни компаний, однако процесс ее формирования должен затрагивать все иерархические уровни фирмы, где должны быть созданы условия для проявления инициативы. По мнению многих зарубежных компаний, экологическое управление является жизненным элементов бизнеса. Они строят свою политику не необходимости удовлетворять экологические потребности с учетом мнения потребителей, инвесторов и общественности.

Наиболее характерные пункты экологических обязательств, которые отмечаются в политике передовых компаний, сводятся к следующему [107]:

• давать полную и правильную информацию о влиянии деятельности фирмы на окружающую среду;

• принять и соблюдать имеющиеся национальные и международные экологические стандарты;

• постоянно совершенствовать природоохранную деятельность;

• поддерживать на фирме отношения к природе как к высоким ценностям человечества;

• обеспечивать максимальное проявление инициативы всеми сотрудниками фирмы на совершенствование экологической деятельности;

• развивать партнерство с другими компаниями и общественными организациями для улучшения экологических показателей;

• консультировать и сотрудничать с теми, на кого можно влиять по распространению требований экологизации экономики;

• признавать и уважать экологические требования, претензии лиц и организаций на всех стадиях бизнеса фирмы;

• защищать здоровье персонала фирмы;

• обеспечивать экологическое обучение сотрудников фирмы и там где это необходимо - потребителей ее продукции, распространять соответствующую информацию.

Кроме того, в число экологических обязательств фирмы можно включать развитие экологического предпринимательства, где экологические факторы могут быть решающими в принятии решений об инвестировании экологически ориентированных видов деятельности, а также осуществление деятельности по «экологизации» компании.

Так, многие компании Великобритании подчеркивают связь между экологической ответственностью и положительным корпоративным имиджем. В частности, исследования, проведенные конфедерацией промышленности Британии (CBI), показали, что восприятие их компании со стороны общественности тесно связано с уровнем выбросов, сбросов в окружающую среду. Это связано с тем, что в глазах общественности решению экологических проблем отводится ведущая роль.

Развитие системы экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает активное международное сотрудничество, обмен информацией и опытом в указанной области, предупреждение монополистических ситуаций и отношений.

1. Анализ экологической составляющей социально-экономического развития показывает, что развитие рыночных отношений ставит перед производственным и непроизводственным секторами экономики ряд новых проблем в сфере природопользования, решение которых должно базироваться на позитивной связи между эффективностью, прибылью и сохранением благоприятного качестве окружающей природной среды.

2. Развитие экономики природопользования как науки должно быть ориентировано на снижение потребительского давления на окружающую среду. С этой целью необходимо выработать такой механизм хозяйствования во взаимоотношениях с природой, который бы учитывал изменения сложившихся представлений о человеческих потребностях и ценностях, способность окружающей среды к удовлетворению возрастающих потребностей общества с учетом воспроизводства благоприятного качества окружающей среды.

3. Усиление требований российского и международного законодательства в области охраны окружающей среды, развитие экономических инструментов в сфере природопользования приходит к тому, что законы конкуренции заставляют предпринимателей, в том числе -предприятия малого и среднего бизнеса, следовать принципам устойчивого развития и внедрять системы экологического управления. Как показывает выполненный в работе анализ, как в России, так и за рубежом активно формируется прослойка предприятий, которые последовательно внедряют принципы экологического регулирования и управления в свою хозяйственную деятельность.

4. Изменение форм собственности в ходе осуществления рыночных преобразований в России открыло новые возможности для развития предпринимательства - особенно малых предприятий. Предлагается разработка комплекса организационно-экономических мер по усилению роли экологического фактора в деятельности малого бизнеса, направленных на развитие принципов экологической этики в предпринимательскую деятельность путем внедрения систем экологического управления.

5. Гармонизация целей развития экономики и сохранения благоприятного качества окружающей среды предполагает переход

предпринимательской деятельности на принципы экологического управления. К ним относятся:

а) признание корпоративной экономической ответственности за экологические последствия в сфере бизнеса, что предполагает расширенное применение платности природопользования и компенсации за причиненный ущерб окружающей среде и создание эффективной системы экологического управления;

б) эколого-экономическая оценка жизненного цикла производимой продукции, оказываемых работ и услуг, что предполагает использование в малом бизнесе таких процедур, как экологический аудит, экологическое страхование, экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и д ;

в) экологическая сертификация и маркировка продукции, информирование производителей, поставщиков и потребителей товаров (работ и услуг) об экологических свойствах потребляемой продукции, сырье и материалах;

г) мотивация персонала с учетом экологических факторов и повышение его квалификации в области охраны окружающей среды;

д.) принцип совмещения затрат на охрану окружающей среды и получения экономической выводы предприятия за счет формирования благоприятного экологического имиджа фирмы и улучшения положения на рынке;

е) учет экологических обязательств предприятия перед акционерами и потребителями, что проявляется в соблюдении национальных и международных стандартов, норм и привил в области охраны окружающей среды.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту