Если предприятие будет активно продолжать работать в данном сегменте рынка (канцтовары и розница бумаги) как и раньше, то произойдет снижение его конкурентоспособности и частичная потеря доли рынка, сегодня занимаемой предприятием и соответственно уменьшение объемов продаж.
Очень хорошие позиции у предприятия в сегменте производства и упаковки бумаги и ее оптовой продажи. Но предприятию следует закрепить и увеличить долю на данном рынке, т.к. емкость рынка увеличивается. Также можно упустить дополнительные объемы продаж, если не усилить стимулирование сбыта (применив рекламные и маркетинговые методы). Кроме того, в важнейших потребляющих регионах России и Башкирии в настоящий момент происходит сдвиг приоритетов покупательской способности в сторону дорогих и качественных канцтоваров, поэтому следует пересмотреть ассортиментную политику.
В процессе проведения анализа деятельности предприятия выявились следующие проблемы:
В области менеджмента:
- отсутствие стратегического анализа
- отсутствие стратегии развития.
В области маркетинга:
- слабая маркетинговая политика, отсутствие маркетинговой стратегии
- слабые методы стимулирования продаж
- имеются проблемы с ассортиментной политикой и структурой продуктового портфеля
- проблемы с поставщиками, задержки сырья, постоянный рост цен на сырье
- падение объемов продаж.
В области финансов:
- падение прибыли, появление убытков
- рост издержек
- дорогие заемные средства, также утомительный и долгий процесс оформления кредитов
В производстве:
- недозагрузка производственных мощностей (30%) По кадрам:
- большая текучесть персонала
Выделим основные проблемы в таб.3.1.
Таблица 3.1.
Анализ маркетинговых проблем предприятия
Фактическое состояние (что имеем?) |
Ожидаемое состояние - (план) (как должно быть?) |
Препятствие (какое, где?) |
Определение проблем какие проблемы? |
Возможные причины проблемы (почему возникла проблема) | |
Произвол, программа |
Загрузка на 30-40% |
Загрузка на 50-60% |
Падение объемов продаж, устаревшее оборудование |
Дорогое новое оборудование, перебои с сырьем. |
Бумажные комбинаты отправляют сырье на экспорт, отсутствие фин. средств для закупа нового оборудования |
Рынок |
Малый охват рынка, ограниченная емкость |
Проникновен ие на рынок соседних регионов |
Приход на рынок новых конкурентов |
Потеря доли рынка |
Мало конкурентных преимуществ |
Цена |
средние |
ниже среднего |
Демпинг конкурентов |
Увеличение себестоимости |
Падение объемов продаж |
Стимулир-е сбыта |
слабое |
высокое |
Нет специалистов в области продаж, текучка персонала |
Отсутствие рекламы |
Слабая система мотивации |
Организ-я маркетинга |
слабая |
развитая |
Нет специалистов по маркетингу, нет открытой информации по конкурентам |
Своими усилиями проводить исследования тяжело, без отсутствия специалистов |
Неосознанность руководства в необходимости проведения исследования |
После проведения анализа деятельности предприятия был сделан вывод о необходимости коррекции маркетинговых планов. На основе выявленных проблем в работе поставлены следующие задачи, которые улучшат финансовое положение и конкурентоспособность предприятия.
Ø проведение стратегического анализа методом STEP-анализа и SWOT-анализа.
Ø разработка стратегии развития предприятия на 2007-2008 гг.
Ø разработка маркетинговой программы, рекламных мероприятий, методов стимулирования продаж
Ø высвобождение новых производственных мощностей, увеличение объема продаж на 10%, снижение себестоимости реализуемой продукции, получение прибыли, повышение показателя рентабельности продаж
Ø расширение рынков сбыта продукции, выход на новые рынки
Ø снижение и контроль величины дебиторской и недопущение задолженности
Таблица 3.2.
АНТИКРИЗИСНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ ПРОГРАММА
Классификация товарных рынков | ||
№ № |
Классификационный признак |
Тип рынка |
1 |
2 |
3 |
1. |
Структура хозяйства страны |
Рынки промышленно развивающихся стран |
2. |
Уровень доходов и характер их распределения в стране |
Страны с низким, средним и высоким уровнями доходов. |
3. |
Территориальный охват |
Внутренний |
4. |
Товарно-отраслевой с многоуровневой детализацией |
Сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров |
5. |
Сфера общественного производства |
Рынок товаров материального производства (сырье, продовольствие, машины и оборудование) |
6. |
Характер конечного использования |
Рынок товаров потребительского назначения |
7. |
Срок использования товаров |
1. Рынки краткосрочного пользования 2. Рынки одноразового пользования |
8. |
Организационная структура (различные условия торговли и характер взаимоотношений между продавцами и покупателями) |
Внутренний рынок: а) оптовый б) розничный |