Анализ бумажной отрасли и рынка канцелярских товаров
Анализ бумажной отрасли
Мировое производство и, соответственно, потребление бумаги приближается к 300 млн.т. в год.
Процесс глобализации бумажного производства ведет к тому, что предприятия все более концентрируются на производстве меньшего количества сортов бумаги в больших объемах, увеличивая производительность своего оборудования. С точки зрения производителя, это рационально, однако такой подход абсолютно не устраивает потребителей, которые хотят в течение короткого времени иметь в нужном количестве разные сорта бумаги. Основным звеном системы обеспечения бумагой являются центры дистрибуции, обладающие большими товарными запасами, развитой складской инфраструктурой, имеющие большой опыт в оказании сервисных услуг типографиям и издательствам, снабжении предприятий розничной торговли. Предприятия оптовой торговли бумагой являются звеном в цепочке производитель — конечный потребитель бумаги и выполняют при этом ряд важнейших функций. Крупные оптовики в Западной Европе имеют на своих складах до 5000 позиций бумаги (позиция учитывает сорт, плотность, формат и параметры бумаги).
Анализ рынка канцелярских товаров.
Российский рынок канцелярских товаров получил активное развитие с 1992 года, с момента либерализации внешнеэкономической деятельности. Рынок не привлек к себе внимание российского крупного капитала; концентрация хозяйствующих субъектов низкая. Входные барьеры на рынке низкие. Отсутствие на рынке крупных капиталов привело к быстрому и значительному росту количества конкурирующих друг с другом сравнительно небольших компаний. Количество предлагаемых торговых марок велико; ни одна из марок не может претендовать на звание брэнда. Наиболее узнаваемыми оказываются те из них, которые известны с советских времен (бумажная продукция фабрики «Восход», краски «Нева», чешские принадлежности для черчения Koh-i-noor, немецкие Rotring).
В сфере производства некоторым российским производителям («Чеховская полиграфия», «Луч», «Гамма», «Снегурочка», белорусский «Унипласт») удалось в полной мере воспользоваться эффектом импортозамещения для реализации своего обновленного технологического потенциала. Они сумели предложить оптовикам и потребителям новую продукцию, по дизайну и качеству приближающуюся к западной, но по более низким ценам.
Вхождение на российский рынок иностранных специализированных канцелярских компаний затруднено в связи с национальными особенностями (состояние инфраструктуры транспорта и связи, огромные географические пространства, отсутствие общепризнанных торговых марок канцелярской продукции).
Сейчас на российский рынок активно выходят не прямые конкуренты отечественных оптовиков и производителей, а торговые сети гипермаркетов и магазинов cash and carry, для которых канцелярские товары являются только частью гораздо более широкого ассортимента (немецкая компания Metro AG).
В целом, рынки оптовой торговли офисной бумагой и канцелярскими товарами являются рынками с развитой конкурентной средой, на которых функционирует большое количество мелких хозяйствующих субъектов. Доли хозяйствующих субъектов невысоки, рынки неконцентрированные. Бумага и канцтовары пользуются устойчивым спросом у типографий, издательств, редакций газет, журналов и иных предприятий, темпы роста рынков невысокие.
Барьеры входа на рынки:
• затраты на аренду (приобретение) складских помещений;
• необходимость поддержания крупных товарных запасов, превышающих товарооборот в 2-3 раза;
• высокие транспортные издержки по доставке продукции до
потребителей, удаленных от мегаполисов.
Анализ конъюнктуры по рыночным сегментам
С точки зрения продаж бумаги и канцтоваров, в настоящее время для предприятия наиболее выгодным сегментом является сегмент продаж бумаги в оптовом направлении, т.к. именно в данной отрасли предприятие имеет большие возможности по увеличению доли рынка, предприятие воспринимается более позитивно, т.к. оно обеспечивает:
- Низкие для данного потребительского сегмента цены, что достигается за счет низкой себестоимости и собственного производства по упаковке и нарезке бумаги.
- Дополнительный сервис (бесплатная доставка в пределах Уфы)
- Хорошее качество (в соответствии с ГОСТами)
Но присутствуют также в рыночном облике предприятии и некоторые негативные моменты:
♦ Отсутствие рекламной поддержки,
♦ Частично задействованы производственные мощности, у предприятия есть так называемые «спящие» мощности, при использовании которых можно производить до 200 тонн дополнительно,
♦ Узкий ассортимент,
♦ Необходима модернизация выпускаемой продукции.
♦ Небольшие товарные запасы
♦ Не ведется стратегический анализ
Реализуемая предприятием продукция требует увеличения ассортимента, и проведения успешных рекламных кампаний. Маркетинговая политика на предприятии отсутствует, не ведется стратегический анализ предприятия (STEP, SWOT-анализ).
Предприятие с помощью анкетирования может выявить новых потенциальных покупателей, соответственно проанализировать статистику продаж и узнаваемость фирмы.
Исходя из анализа деятельности фирмы, определились направления в отношении новых полей деятельности, это:
1. осуществление стратегического анализа,
2. проведение маркетинговых исследований,
3. проведение рекламных компаний,
4. высвобождение новых производственных мощностей,
5. расширение рынка сбыта и увеличение объема оптовых продаж бумаги
Анализ конкурентов и конкурентных преимуществ
Проведем анализ сильных и слабых сторон компании (таб.2.15) и сравнительную оценку некоторых конкурентов предприятия (таб.2.16).
Таблица 2.15.
Анализ сильных и слабых сторон
Кривая сильных и слабых сторон (по продаже бумаги и канцтоваров - *, по упаковке и нарезке бумаги - х) | ||||||||||
Факторы, определяющие успех |
Оценка | |||||||||
Плохо |
Посредственно |
Хорошо | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Степень известности / «имидж» |
X |
* | ||||||||
Положительные отзывы, рекомендации |
* |
X | ||||||||
Уровень качества |
* |
X | ||||||||
Методы сбыта |
*X | |||||||||
Организация сбыта |
* |
X | ||||||||
Коммуникационная политика |
*X | |||||||||
Сервисные услуги |
X |
* | ||||||||
Покупательский потенциал |
* |
X | ||||||||
Персонал |
* |
X | ||||||||
Местонахождение |
* |
X | ||||||||
Уровень расходов |
* |
X | ||||||||
Система руководства |
*X | |||||||||
Финансовый потенциал |
* |
X |