Для принятия решений по определению конкретных стратегических перспектив темпов роста и доли, занимаемой на рынке по каждому конкретному продукту можно сказать, что «звездой» является бумага из отеч. сырья, следовательно производство данного продукта необходимо интенсифицировать, посредством усиленной рекламы на старых рынках -рынке г.Уфы и регионов Башкирии; а также посредством внедрения на новые рынки.
Позицию «дойной коровы» занимают канцтовары, но они стремятся в звезды. Данный продукт занимает большую долю рынка, и, несмотря на относительно небольшой темп роста приносит постоянную прибыль. Основная стратегия - сохранение позиций и постепенный перевод продукта в категорию «звезда» за счет глубокого проникновения на старые рынки.
Спрос на дорогую бумагу снижается из-за внедрения московских сетей, что сказывается на снижении доли данного продукта в общем обороте продукции компании, но, тем не менее, это продукт приносит постоянную прибыль, что позволяет нам говорить о его промежуточном положении между «дойной коровой» и «собакой». Именно поэтому компания не планирует прекращать продажу данного товара, как это рекомендуется для позиции «собака», а предполагает провести рекламные мероприятия, направленные на повышение объема продаж данного продукта и вывести данный товар в неизменном виде на новые рынки, совместно с дешевой бумагой.
Теперь обратимся к позиции «знак вопроса». На настоящий момент данная позиции в компании представлена хозяйственными товарами. Кроме того, предполагается ввести следующий новый продукт - строительство офисных помещений. По хозяйственным товарам присутствует высокий темп роста и низкая доля рынка, поэтому в будущем планируем данный продукт перевести в дойную корову через уменьшение издержек и увеличения объемов продаж с помощью рекламной политики.
Следующим вопросом является, выяснение того, какие есть возможности для роста фирмы. (Таб.3.8.)
Таблица 3.8.
Матрица возможностей «товар – рынки»
Старый рынок |
Новый рынок | |
старый товар |
Стратегия глубокого проникновения: - проведение маркетинговых исследований, рекламных кампаний по бумаге, канцтоварам и хоз.товарам. - внедрение комплекса сопутствующих услуг (нарезка бумаги определенного размера, канцтовары под заказ) |
Стратегия расширения рынка: - охват рынка соседних регионов (Екатеринбург, Челябинск, Омск, Оренбург) по продаже бумаге из отечественного сырья |
новый товар |
Стратегия разработки товара: - расширение ассортимента; - создание нового продукта для того же рынка (продажа мелированной бумаги) |
Стратегия диверсификации: - изыскание новых сегментов рынка в старых регионах, предъявляющих спрос на новые модели, виды и ассортимент продукта. - создание Интернет -магазина с большим ассортиментом бумаги, канцтоваров и хоз.товаров с доставкой и большими запасами на складе |
Исходя из проведенного анализа стратегий роста, можно отметить, что наиболее перспективной стратегией является стратегия охвата новых рынков, в частности, рынков соседних регионов – Екатеринбург, Челябинск, Омск и Оренбург по продаже бумаги из отечественного сырья. Также перспективна стратегия разработки товара – расширение ассортимента, а так же создание новых продуктов – продажа мелированной бумаги.
Теперь рассмотрим стратегии роста фирмы (таб.3.9.)
Таблица 3.9.
Стратегия роста фирмы (по Ф.Котлеру)
Стратегия интенсивного роста |
Стратегия интеграционного роста |
Стратегия диверсификационного роста |
1.Глубокое проникновение на рынок Увеличение рыночной доли за счет рекламы, низких издержек |
Регрессивная интеграция |
Концентрическая диверсификация |
2.Расширение границ рынка Географическое расширение за счет новых потребителей в соседних регионах |
Прогрессивная интеграция |
Горизонтальная Диверсификация введение нового продукта -мелированной бумаги |
3.Совершенствование товара Усовершенствование продукта, расширение ассортимента. |
Горизонтальная интеграция |
Конгломерационная диверсификация |
Анализируя матрицу стратегий роста фирмы (по Ф.Котлеру) предполагается применить следующие стратегии:
1. глубокое проникновение на рынок путем снижения издержек и интенсификации рекламных мероприятий;
2. расширение границ рынка – выход со своей продукцией в соседние регионы – Екатеринбург, Челябинск, Омск, Оренбург;
3. Совершенствование товара – за счет расширения ассортимента и продажу товаров с улучшенными характеристиками;
4. горизонтальная диверсификация – выход на рынок нового продукта – мелированной бумаги.
Рисунок 3.4.
Решетка планирования стратегических хозяйственных единиц (Матрица Мак – Кинзи)
Учитывая привлекательность данной отрасли, а также относительно неплохих позиций в сегменте рынка для предприятия необходима II и III типовая стратегия – это сохранение позиций, конкурентоспособности, избирательное инвестирование для выпуска определенного круга качественных товаров.
Таблица 3.10.
ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЫНКА ПО МАТРИЦЕ Мак-Кинзи
№ |
Критерии привлекательности рынков |
Относите льная важность |
Оценка по 9-ти балльной шкале |
Взвешенна я оценка (п.3*п.4) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Размер рынка |
0,08 |
8 |
0,64 |
2. |
Размер ключевых сегментов |
0,06 |
8 |
0,48 |
3. |
Скорость роста рынка |
0,05 |
3 |
0,15 |
4. |
Диверсификация рынка |
0,06 |
7 |
0,42 |
5. |
Сезонность спроса |
0,05 |
5 |
0,15 |
6. |
Цикличность спроса |
0,04 |
5 |
0,20 |
7. |
Чувственность рынка к ценам |
0,07 |
5 |
0,35 |
8. |
Возможности |
0,07 |
7 |
0,49 |
9. |
Структура конкурентности |
0,08 |
2 |
0,16 |
10. |
Барьеры входа и выхода |
0,01 |
5 |
0,05 |
11. |
Степень интеграции |
0,01 |
4 |
0,04 |
12. |
Сила поставщиков |
0,08 |
9 |
0,72 |
13 |
Интенсивность капитала |
0,04 |
6 |
0,24 |
14. |
Использование производственных мощностей |
0,08 |
9 |
0,72 |
15. |
Доступность сырья |
0,05 |
7 |
0,35 |
16. |
Инфляционная уязвимость |
0,03 |
5 |
0,15 |
17. |
Окружающая среда (политические, социальные, демографические факторы) |
0,02 |
9 |
0,18 |
18. |
Прибыльность |
0,07 |
9 |
0,63 |
19. |
Добавленная стоимость |
0,05 |
7 |
0,35 |
Всего |
1.00 |
6,47 |