По данным таблицы 2.3 ремонт электродвигателей мощностью до 100кВт Новотроицкого филиала в стоимостном выражении за 1997г. составил 120,3% против плана и 310% против 1996г. В натуральном выражении ремонт электродвигателей составил в штуках 77,2% против плана и 79,1% против 1996г. по мощности 100,3% против плана и 101,7% против1996г. Ремонт электродвигателей мощностью свыше 100кВт в стоимостном выражении за 1997г. составил 133,8% против плана и 340% против 1996г. В натуральном выражении ремонт электродвигателей мощностью свыше 100кВт в штуках составил 121,5% против плана и 120,6% против 1996г. Ремонт трансформаторов в стоимостном выражении за 1997г. составил 55,7% против плана и 88,3% против 1996г. Прочая продукция в стоимостном выражении за 1997г. составила в 13,3 раза больше, чем план и в 14,88 раза больше, чем в 1996г.
Объём реализованной продукции в основном зависит от объёма производства и выпуска продукции. Поэтому анализ выполнения плана и динамики реализации продукции опирается на итоги анализа объёма производства и выпуска товарной продукции.
Табл. 2.4.
Анализ реализации продукции Новотроицкого филиала за 1996-1997гг., млн. руб.
Показатели | 1996г. | 1997г. | Факт 1997г. в % к факту 1996г. | |
План | Факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка от реализации в действ. оптовых ценах | 1625,9 | 2992,3 | 3493,3 | 214,9 |
Выручка от реализации в оптовых ценах, принятых в плане | 1625,9 | 2992,3 | 3490,2 | 214,7 |
На рост объёма реализации продукции повлияло:
1) изменение действующих цен против плановых:
3493,3 - 3490,2 = +3,1 (млн. р.);
2) абсолютное отклонение от плана реализации:
3490,2 - 2992,3 = +497,9 (млн. р.);
3) процент выполнения плана по реализации:
3490,2 / 2992,3 * 100% = 116,6%
4) реализованная продукция в процентах к предшествующему году:
в действующих оптовых ценах: 3493,3 / 1625,9 * 100% = 214,9%
в сопоставимых (плановых) оптовых ценах: 3490,2 / 1625,9 * 100% = 214,7%
Изменение действующих цен против плановых составило +3,1 млн. р., а абсолютное отклонение от плана реализации равно +497,9 млн. р. Процент выполнения плана реализации составил 116,6%. Реализованная продукция в процентах к предшествующему году: в действующих оптовых ценах составила 214,9%, в сопоставимых (плановых) оптовых ценах составила 214,7%.
Табл. 2.5.
Анализ факторов, повлиявших на объём реализации продукции Новотроицкого филиала в 1997г., млн. руб.
Факторы реализации | План | Факт | Отклонение |
1 | 2 | 3 | 4 |
Выпуск товарной продукции | 2992,3 | 3588,2 | +595,9 |
Изменение остатков нереализ. прод. | - | -98,0 | -98,0 |
Объём реализации продукции | 2992,3 | 3490,2 | +497,9 |
Исходные данные таблицы 2.5 показывают, что отклонение фактического выпуска товарной продукции Новотроицкого филиала от планового составило +595,9млн. р., а отклонение объёма фактически реализованной продукции от планового составило +497,9млн. р.
2.1.3. Анализ себестоимости продукции
В современных условиях хозяйствования планомерное снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики. Возрастает роль себестоимости как основного фактора образования прибыли. Задание устанавливается в виде измерения затрат на рубль товарной продукции. Себестоимость, представляя собой затраты предприятия на производство и реализацию продукции, служит основой соизмерения расходов с доходами.
На предприятиях планируются и учитываются следующие основные показатели издержек производства: затраты на производство, себестоимость товарной и реализованной продукции, затраты на 1 рубль товарной и реализованной продукции, себестоимость сравнимой продукции, себестоимость отдельных важнейших изделий. При анализе издержек производства используются также показатели: затраты предметов труда на 1 рубль товарной продукции, затраты трудовые (заработная плата и расходы на социальное страхование) на 1 рубль товарной продукции, производство на 1 рубль затрат (полной себестоимости) чистой продукции и товарной продукции.
Анализ себестоимости продукции направлен на выявление эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет полнее оценивать показатели рентабельности, достигнутые на предприятии.
Затраты на производство охватывают все материальные, трудовые и денежные расходы, необходимые для производственно-хозяйственной деятельности. Издержки на производство продукции состоят из затрат средств труда (амортизация), предметов труда, а также части затрат самого труда работников, которая возмещается или в форме заработной платы, и прочих денежных расходов. Для анализа данных о затратах на производство и реализацию продукции рассмотрим таблицу 2.6 составленную на основе годового отчета филиала.