Введение
Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке, где сталкивается спрос как представитель потребления и предложение как представитель производства.
В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты. К ним относятся отдельные физические лица (предприниматели, потребители, инвесторы, вкладчики, фермеры, продавцы, покупатели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).
Хозяйствующие субъекты на рынке представлены предприятиями различных организационно-правовых форм и форм собственности (малые предприятия, арендные, совместные, муниципальные и др.), акционерными обществами, товариществами, кооперативами, биржами,фондами, банками, компаниями, ассоциациями, обществами, фирмами, концернами, консорциумами и другими юридическими лицами.
Экономические субъекты рыночной экономики могут выступать только в качестве продавцов и покупателей. Таким образом, в основе рыночных отношений лежат отношения между продавцами и покупателями по удовлетворению их интересов. Продавец стремится продать свое предложение, свою продукцию. Покупатель стремится реализовать свой спрос, купить нужную ему продукцию.
В основе функционирования рыночной экономики лежат следующие принципы.
1) Равенство производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) перед внешними факторами.
2) Свободное ценообразование (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения
3) Использование юридических законов для экономического регулирования.
4) Наличие конкуренции как условие экономического прогресса и экономического регулирования.
Суть рыночных отношений состоит в том, что производители и продавцы должны быть абсолютно свободными и действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.).
Цена является объектом конкуренции. Без конкуренции рыночные отношения теоретически не мыслимы и практически не осуществимы. Соединяясь с конкуренцией, рыночные регуляторы образуют единый экономический метод рыночного хозяйствования, который заставляет производителя (продавца) учитывать интересы и запросы потребителей (покупателей), производить ту продукцию и оказывать те услуги, которые им требуются и поэтому могут быть проданы на товарном рынке.
Рыночная экономика - очень тонкий механизм и более сложный, чем планово-директивная экономика. Роль государства в рыночной экономике заключается в том, что оно создает правила хозяйствования (законы) и контролирует их выполнение.
Поэтому доверие потребителя к государству является неотъемлемой частью существования рыночной экономики.
Смысл рыночной экономики заключается в разрушении монополии как со стороны производителей (монополия, олигополия), так и потребителей (монопсония, олигопсония); свободной купле-продаже; в самостоятельном выборе партнеров; свободном ценообразовании и государственном регулировании хозяйственных процессов. Обязательным условием рыночной экономики является наличие товаропроизводителей разных форм собственности
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность предриятию, акционерному обществу, любому другому хозяйствующему субъекту может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капиталов, находящихся в их распоряжении.
Целью настоящей дипломной работы является исследование деятельности Новотроицкого филиала ОАО концерна "Уралэлектроремонт" в условиях рыночной экономики; анализ действующих систем оплаты труда и разработка наиболее эффективной системы оплаты труда в условиях рынка.
Слово реформа (от лат. reformo) означает прогрессивное изменение каких-либо сторон жизни с целью упрочнения или спасения существующего строя. Например, реформы Петра I, Александра I, Сперанского, Витте, Столыпина. Примером реализации современных экономических реформ является Япония и Китай.
У реставраторов цель иная, чем у реформаторов: спешно создать состоятельную прослойку общества (так называемый средний класс), которая станет экономической и политической опорой дикого капитализма.
В России за семь лет объем валового внутреннего продукта (ВВП) сократился более чем в два раза, а инвестиции на три четверти. По официальным данным треть населения находится за чертой бедности. Но если учесть, что прежняя минимальная зарплата и пенсия по своей покупательской способности на 50 % превышает современную среднюю заработную плату, то за чертой бедности оказалось 37 млн. пенсионеров и более половины работающих с членами своих семей.
Разрыв между нищим и богатым слоем населения России увеличивается темпами, которых не знала мировая практика. Закон Парето, согласно которому при капитализме на долю 20 % богатых приходится 80 % всех доходов, в современной России уже превзойден. Анализируя ход реформ в России с января 1992 года, убеждаемся в очевидности тех предположений, которые высказывали специалисты ещё на этапе перестройки, когда переход к рынку поставил вопрос о механизме вхождения в него.
Лауреат Нобелевской премии В.Леонтьев в 1990 году отмечал, что "было бы неверно полагать внедрение в России свободно функционирующей экономики американского образца. Несомненно, это сделать невозможно, даже если очень захотеть. Идеальным результатом успешной перестройки могло быть создание в отдалённой перспективе смешанной системы европейского образца, в которой рыночный механизм основан на конкуренции, но действует под строгим контролем со стороны государства, а также со всеми системами государственных и социальных услуг, поглощающими значительную часть национального дохода[1] ". Он говорил и о сроках реформы, подчёркивая, что при самых благоприятных обстоятельствах начало роста производства следует ожидать не раньше, чем через 5-6, а возможно и 7 лет.
В Японии в период реформ велась целенаправленная государственная политика сдерживания-замораживания вкладов, введение твёрдых цен на основные продукты и товары, избирательное предоставление инвестиций, распределения ресурсов и фондов. Подъём начался только после 1956 года, но и тогда роль государства оставалась достаточно значительной. Лишь к 1975 году Япония пришла к модели свободного рынка.
Пятилетний этап реформирования в России даёт основания для анализа и оценки результатов. Отмечается, например, резкое (более чем в два раза) падение производства, снижение уровня жизни большей части населения, значительная дифференциация доходов.
Основными причинами падения производства, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, снижение общего уровня управления производством: с самого начала реформ было очевидно, что механизм саморегулирования не сработает, так как только начали формироваться новые отношения собственности, финансовая система, цены, не развита была ещё и конкуренция.