Такой перекос в социальном и экономическом развитии города и села самым отрицательным образом влияет на благосостояние нашего общества в целом. Проблема эта многогранна и затрагивает все сферы жизни Беларуси: политическую, социальную, экономическую, и решать ее необходимо, основываясь на методологии системного подхода, которая предполагает выделение такого компонента системы, развитие которого повлечет за собой позитивные сдвиги во всех остальных элементах системы. В первую очередь, следует акцентировать внимание на сложностях психологического порядка. Формирование реальных рыночных отношений в Беларуси осложняется неподготовленностью большинства населения к работе и жизни в соответствующих условиях. Наш народ в большинстве своем ориентирован на первостепенную ценность государства и надеется на проявление заботы о своем благосостоянии с его стороны. Взгляды и представления, которые складывались у населения в течение нескольких десятков лет, не могут быстро поменяться. Поэтому наиболее важным аспектом развития рыночных отношений является формирование психологии предпринимательства. Эта работа может осуществляться разными способами, но самым цивилизованным и действенным является профессиональная подготовка предпринимателей в регионах страны. Только профессионально подготовленный предприниматель с высоким уровнем эрудиции и широким кругозором способен грамотно и эффективно вести свое дело с использованием новейших технологий и инновационных проектов.
Современные тенденции развития человеческого сообщества таковы, что основным капиталом государства в XXI веке становятся не финансовые возможности и природные ресурсы, а интеллектуальный - кадровый потенциал. Исследования, проведенные специалистами Всемирного Банка в 192 странах, показывают, что развитие переходных экономик только на 16% обусловлено финансовыми вложениями и на 20 % - природными условиями, остальные 64% связаны с человеческим фактором [12, с. 33].
Следовательно, динамика общественного развития нашего общества выдвигает новые требования к подготовке руководителей, специалистов и предпринимателей, работающих в разных отраслях народного хозяйства. Такие требования обусловлены необходимостью соответствия уровня подготовки работников быстро меняющимся экономическим, социальным, техническим, технологическим, научным и другим параметрам общественного воспроизводства.
Деятельность центральных и местных распорядительных и исполнительных органов, направленная на развитие и поддержку предпринимательства, определена законодательством, в котором предусматривается финансовое обеспечение программ на республиканском и региональных уровнях. В целях стимулирования предпринимательства в истекшем году за счет средств местных бюджетов оказана государственная финансовая поддержка субъектам малого бизнеса путем частичной компенсации расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, лизинговых платежей, расходов, связанных с участием в выставках и ярмарках на общую сумму 1 051,5 млн. руб. Выделенные средства были использованы на реализацию 111 инвестиционных проектов, в результате чего было создано более тысячи новых рабочих мест [17, с. 88].
На сегодняшний день в республике создано 40 центров поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого бизнеса, которые оказывают помощь в организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Центры осуществляют разработку бизнес-планов, проводят маркетинговые исследования, семинары, оказывают содействие в получении финансовых ресурсов, продвижении продукции на зарубежные рынки посредством участия в выставках и ярмарках, а также информационные и консалтинговые услуги. За прошедший год центры оказали услуги 35 825 клиентам, проведено 509 курсов и семинаров, в которых приняли участие 19 465 человек. Клиентами центров были: предприниматели, работающие свыше одного года - 55,6%; руководители и специалисты предприятий - 24,8%; начинающие предприниматели - 10,2%; безработные - 5,5%; студенты - 3,9% [17, с. 88]. Инкубаторы стимулируют создание субъектов малого предпринимательства, предоставляя им на определенное время площади, специально оборудованные под офисы и производственные помещения, обеспечивая возможность коллективного пользования оргтехникой, содействуя в поиске партнеров, разработке и внедрению новых видов продукции.
Определенные позитивные сдвиги в развитии кадрового потенциала предпринимательства в регионах уже наблюдаются. Однако этого явно не достаточно. Велики еще административные ограничения, население психологически не готово брать на себя ответственность экономической самостоятельности.
Первые результаты экономических реформ показывают, что не достаточен еще и потенциал подготовки руководителей разных уровней, а также работников других категорий, что является серьезным сдерживающим фактором рыночных преобразований в нашей стране. В большинстве случаев нашим предпринимателям и менеджерам недостает управленческой культуры, психологической устойчивости, компетентности и умения работать в сложных кризисных ситуациях. Руководители субъектов хозяйствования традиционно имеют профильное, как правило - техническое или другое специальное образование. Процесс повышения их знаний в сфере управления и экономики ограничивается, в основном, различными краткосрочными курсами и семинарами. Большинство белорусских предпринимателей и руководителей в настоящее время работают интуитивно. Они не могут разрабатывать обоснованные стратегии развития своего предприятия, так как не обладают системными экономическими и управленческими знаниями. В этих условиях необходимо создание системы подготовки предпринимательских и управленческих кадров по приоритетным направлениям рыночной экономики.
Таким образом, анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь за период 1992-2006 гг. позволяет выделить следующие его тенденции и особенности:
- ориентированность на торгово-посредническую деятельность;
- сохранение незначительной доли предпринимательства в ВВП страны;
- рост убыточности и банкротства малых предприятий;
- неравномерность территориального развития - то есть сосредоточение малого предпринимательства в столице и областных центрах;
- нехватка квалифицированных менеджеров в сфере предпринимательства.
Мировой опыт показывает, что малый бизнес, и особенно современное, во всех странах формируется и развивается при действенном участии государства, его регулировании и поддержке. Государственное регулирование малого бизнеса является закономерным в современной рыночной экономике.
В условиях формирования рыночных отношений роль государственного регулирования в сфере предпринимательства еще более необходима, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Государство обязано участвовать, во-первых, в формировании субъектов предпринимательской деятельности во всех сферах экономики; во-вторых, в формировании благоприятной среды, способствующей развитию малого бизнеса; в-третьих, в целевой ориентации, стимулировании и поддержке малого бизнеса в сфере производства; в-четвертых, в формировании организационной и рыночной инфраструктуры малого бизнеса; наконец, в обеспечении социальной ориентации процесса формирования и развития малого бизнеса.