рефераты по менеджменту

Mалый бизнес

Страница
9

Такой перекос в социальном и экономическом развитии города и села самым отрицательным образом влияет на благо­состояние нашего общества в целом. Проблема эта многогранна и затрагивает все сферы жизни Беларуси: политическую, со­циальную, экономическую, и решать ее необходимо, основы­ваясь на методологии системного подхода, которая предполагает выделение такого компонента системы, развитие которого повлечет за собой позитивные сдвиги во всех остальных эле­ментах системы. В первую очередь, следует акцентировать внимание на сложностях психологического порядка. Формирование реальных рыночных отношений в Беларуси осложняется неподготовленностью большинства населения к работе и жизни в соот­ветствующих условиях. Наш народ в большинстве своем ориентирован на первостепенную ценность государства и надеется на проявление заботы о своем благосостоянии с его стороны. Взгляды и представ­ления, которые складывались у населения в течение нескольких десятков лет, не могут быстро поменяться. Поэтому наиболее важным аспектом развития рыночных отношений является формирование психологии предпринимательства. Эта работа может осуществляться разными способами, но самым цивилизованным и действенным является профессиональная подготовка предпринимателей в регионах страны. Только профессионально подготовленный предприниматель с высоким уровнем эрудиции и широким кругозором способен грамотно и эффективно вести свое дело с использованием новейших технологий и инновационных проектов.

Современные тенденции развития человечес­кого сообщества таковы, что основным капиталом государства в XXI веке становятся не финансовые возможности и природные ресурсы, а интеллекту­альный - кадровый потенциал. Исследования, про­веденные специалистами Всемирного Банка в 192 странах, показывают, что развитие переходных эко­номик только на 16% обусловлено финансовыми вложениями и на 20 % - природными условиями, остальные 64% связаны с человеческим фактором [12, с. 33].

Следовательно, динамика общественного развития нашего об­щества выдвигает новые требования к подготовке руководите­лей, специалистов и предпринимателей, работающих в разных отраслях народного хозяйства. Такие требования обусловлены необходимостью соответствия уровня подготовки работников быстро меняющимся экономическим, социальным, техни­ческим, технологическим, научным и другим параметрам общественного воспроизводства.

Деятельность центральных и местных распорядитель­ных и исполнительных органов, направленная на развитие и поддержку предпринимательства, определена законода­тельством, в котором предусматривается финансовое обес­печение программ на республиканском и региональных уровнях. В целях стимулирования предпринимательства в истекшем году за счет средств местных бюджетов оказана государственная финансовая поддержка субъектам малого бизнеса путем частичной компенсации расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, лизин­говых платежей, расходов, связанных с участием в выставках и ярмарках на общую сумму 1 051,5 млн. руб. Выделенные средства были использованы на реализацию 111 инвестици­онных проектов, в результате чего было создано более ты­сячи новых рабочих мест [17, с. 88].

На сегодняшний день в республике создано 40 центров поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого бизнеса, которые оказывают помощь в организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Центры осуществляют разработку бизнес-планов, проводят маркетинговые исследования, семинары, оказывают содействие в получении финансовых ресурсов, продвижении продукции на зарубежные рынки посредством участия в выставках и ярмарках, а также информа­ционные и консалтинговые услуги. За прошедший год центры оказали услуги 35 825 клиентам, проведено 509 курсов и семинаров, в которых приняли участие 19 465 чело­век. Клиентами центров были: предприниматели, работающие свыше одного года - 55,6%; руководители и специалисты предприятий - 24,8%; начинающие предприниматели - 10,2%; безработные - 5,5%; студенты - 3,9% [17, с. 88]. Инкубаторы стиму­лируют создание субъектов малого предпринимательства, предоставляя им на определенное время площади, специально оборудованные под офисы и производственные помещения, обеспечивая возможность коллективного пользования оргтех­никой, содействуя в поиске партнеров, разработке и внедрению новых видов продукции.

Определенные позитивные сдвиги в разви­тии кадрового потенциала предпринимательства в регионах уже наблюдаются. Однако этого явно не достаточно. Велики еще административные ограничения, население психологически не гото­во брать на себя ответственность экономической самостоятельности.

Первые результаты экономических реформ показывают, что не достаточен еще и потенциал подготовки руководителей разных уровней, а также работников других категорий, что яв­ляется серьезным сдерживающим фактором рыночных пре­образований в нашей стране. В большинстве случаев нашим предпринимателям и менеджерам недостает управленческой культуры, психологической устойчивости, компетентности и умения работать в сложных кризисных ситуациях. Руково­дители субъектов хозяйствования традиционно имеют про­фильное, как правило - техническое или другое специальное образование. Процесс повышения их знаний в сфере управления и экономики огра­ничивается, в основном, различными краткосроч­ными курсами и семинарами. Большинство белорусских предпринимателей и руководителей в настоящее время работают интуитивно. Они не могут разрабатывать обоснованные стратегии развития своего предприятия, так как не обладают системными экономическими и управленческими знаниями. В этих условиях необходимо создание системы подготовки предпринимательских и управленческих кадров по приоритетным направлениям рыночной экономики.

Таким образом, анализ развития предпринимательства в Рес­публике Беларусь за период 1992-2006 гг. позволяет выде­лить следующие его тенденции и особенности:

- ориентированность на торгово-посредническую деятельность;

- сохранение незначительной доли предпринимательства в ВВП страны;

- рост убыточности и банкротства малых пред­приятий;

- неравномерность территориального развития - то есть сосредоточение малого предпринимательства в столице и областных центрах;

- нехватка квалифицированных менеджеров в сфере предпринимательства.

Пути дальнейшего развития малого бизнеса в республике беларусь

Мировой опыт показывает, что малый бизнес, и осо­бенно современное, во всех странах формируется и развива­ется при действенном участии государства, его регулирова­нии и поддержке. Государственное регулирование малого бизнеса является закономерным в современной рыноч­ной экономике.

В условиях формирования рыночных отношений роль го­сударственного регулирования в сфере предпринимательства еще более необходима, чем в странах с развитой рыночной эко­номикой. Государство обязано участвовать, во-первых, в форми­ровании субъектов предпринимательской деятельности во всех сферах экономики; во-вторых, в формировании благоприятной среды, способствующей развитию малого бизнеса; в-третьих, в целевой ориентации, стимулировании и поддерж­ке малого бизнеса в сфере производства; в-чет­вертых, в формировании организационной и рыночной инфра­структуры малого бизнеса; наконец, в обеспече­нии социальной ориентации процесса формирования и разви­тия малого бизнеса.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту