Малое предприятие оперативно реагирует на изменения конъюнктуры. Эта гибкость имеет особое значение вследствие быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, расширения номенклатуры промышленных товаров и услуг.
Предпринимательство много значит для решения проблемы занятости, так как способно создавать новые рабочие места и поглощать излишнюю рабочую силу при циклических спадах и структурных сдвигах экономики. Важную роль оно играет в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений и служит формированию активного среднего класса общества, ослаблению имущественной дифференциации, расширению социальной базы реформ.
Ведущим звеном в рыночных преобразованиях Республики Беларусь является развитие предпринимательства как наиболее динамично развивающегося сегмента, придающего экономике новое качественное состояние.
В Беларуси на протяжении почти всего последнего периода предпринимательство развивалось на фоне недостаточно благоприятных внешних условий, в том числе медленной приватизации. Малый бизнес в республике развит крайне неравномерно.
Основными причинами, сдерживающими развитие предпринимательства в Беларуси, являются:
- нестабильность и незавершенность законодательно-правовой базы;
- низкая эффективность и усложненность налоговой системы;
- ограничение возможности получения лизинговых услуг;
- неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры малых предприятий;
- слабая социальная и правовая защищенность владельцев и работников малых предприятий.
В свете вышесказанного, в условиях переходного периода государственная поддержка предпринимательства должна носить стимулирующий, селективный характер. Государству, прежде всего, необходимо стимулировать жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых совпадает с целями и направлениями развития общества, государственной социально-экономической политики. Поддержка должна проявляться в разумных дотациях, льготных режимах налогообложения, кредитования, страхования, инвестирования. В этом случае она не будет носить характера поощрения иждивенчества и рассматриваться малыми предприятиями как нечто постоянное или как основной источник увеличения конкурентоспособности и роста рентабельности.