рефераты по менеджменту

Mалый бизнес

Страница
3

4) небольшой первоначальный объем инвестиций [13, с. 23].

У предприятий малого бизнеса меньшие сроки создания и регистрации предприятия, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, вне­дрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания ручного и машинного труда.

Но, обладая указанными преимуществами, малые предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, кото­рую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий малого бизнеса сопровождается разорением многих существующих. Они на рынке находятся в худших конкурентных условиях по срав­нению с крупными, у них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень квалификации кадров. Сложнее обстоит дело и с информационным обеспечением, не хватает средств на продвижение своего товара на рынок.

Свое влияние оказывают и субъективные факторы: некомпетент­ность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении. Поэтому создание развернутой и всесторонней систе­мы государственной и общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие его развития.

Перечислим некоторые положительные свойства малого бизнеса.

1. Независимость действий. Предприниматель никому не подчиняется. В большинстве малых фирм управленче­ская иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергич­ному и инициативному предпринимателю.

2. Возможность более гибких и оперативных решений. По сравне­нию с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, что позволяет быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, легче адаптироваться к неожиданным обстоятельствам (при условии наличия достаточных финансовых и других возможностей).

3. Адаптация к особенностям местных условий. Предпри­ниматель идеально организован и приспособлен для изучения по­желаний, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

4. Более низкие операционные расходы. По сравнению с крупны­ми корпорациями малые фирмы несут относительно более низкие расходы на свое содержание и обслуживание (сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование низкие управленческие расходы).

5. Шансы на быстрый материальный успех. Одновременное по­лучение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса.

6. Долгосрочные выгоды. Вкладывая средства в дела своей фир­мы, предприниматель может рассчитывать, что, если дела идут ус­пешно, он всегда может выгодно продать дело в случае не­обходимости. Этот фактор привлекает многих предпринимателей.

7. Совмещение нескольких профессий. Немало людей предпочита­ют быть в одном лице мастером на все руки (финансист, менеджер и т.д.). В малой фирме такие люди имеют возможность проявить себя как «многостаночники».

8. Преимущества при специфическом или персональном рынке. Бо­лее крупные конкуренты часто ограничены в своих действиях из-за процедур, разработанных головными органами. Малый бизнес в этом отношении более маневрен, особенно тогда, когда рынок имеет ярко выраженный сезонный характер или специфические условия.

9. Сохранение предпринимательского духа. По сравнению с крупными корпорациями в малых фирмах больше проявляется ин­новационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование малого бизнеса в таких современных отраслях, как электроника, генная инженерия, компьютеры [13, с. 24-25].

Продолжением преимуществ малого предпринимательства являются его недостатки. У малых предприятий есть не­сколько слабых мест, в том числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Они обусловлены как раз тем, что этот бизнес является малым.

Первое слабое место — низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы малого бизнеса, особенно частные, могут выделить незначительную часть капитала. Значительные сложности они испытывают, занимая капитал на сторо­не. Эти сложности вызваны стремлением малого бизнеса к независи­мости, которая существенно ограни­чивает возможности займа. Кроме того, ограничения связаны и с ус­ловиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска.

Второе слабое место — проигрыш в управленческих возможно­стях по сравнению с крупными предприятиями. Это означает, что владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с ме­неджером-профессионалом (хотя понятно, что в данном случае возможны исключения), так же как и с возможностями капитали­зации малого бизнеса.

Третье слабое место — невыгодные позиции в конкурентной борь­бе, несмотря на всю изворотливость малого бизнеса, его близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации производст­ва, огромную роль в финансировании и поддержании конкурентной среды в экономике. Относительно скромные масштабы производст­ва и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение пред­ставителя малого бизнеса, делают его неспособным конкурировать на равных с крупным производством.

Четвертое слабое место — особенности кредитования малого бизнеса. У него ограниченные возможности в получении кредита, поскольку частные финансовые институты редко решаются креди­товать малый бизнес. Действительно, малый объем каждой сделки, экономическая нестабильность самих предприятий малого бизнеса, а также необходимость содержать специальные службы по проверке кредитоспособности таких предприятий, отличные от обычных, по­скольку такие проверки чрезвычайно сложно осуществлять (требу­ется разработка специальных методик и т.п.), делают кредитование малого бизнеса невыгодным.

Пятое слабое место — начало деятельности малого бизнеса. Дело не только в том, что нужен первоначальный капитал, а его, как правило, нет, но малый бизнес — это часто новые рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствую­щими навыками, у которых эффективным бизнес становится дале­ко не сразу, а иногда и не с первого раза [22, с. 68].

Можно назвать еще ряд слабостей: трудности с проникновением на рынок ценных бумаг, когда малое предприятие — акционерное общество; необходимость оплаты консультаций при организации и ведении дела, а также обучения самого бизнесмена; проведение анализа ситуации на рынке; ведение бухгалтерского учета; пробле­мы с привлечением высококвалифицированных специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше — престиж, более высокая оплата); часто сверхурочная работа персонала; затруднения с получением крупного заказа, с организацией национального экс­порта; недогрузка основных фондов.

Таким образом, в современный период перехода от плановой экономики к рыноч­ному хозяйству особое значение приобретает развитие малого предпринимательства. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично ре­шать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыще­ния рынка потребительских товаров.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту