Для улучшения положения в сфере финансово-кредитной помощи малому бизнесу в Беларуси целесообразно разработать общие принципы финансовой поддержки. Они, на наш взгляд, должны включать следующие направления:
1) создание национальной концепции государственной финансовой поддержки малых предприятий, основанной на четко очерченных принципах, механизмах, инструментах и схемах мониторинга;
2) разработка мероприятий, способствующих наращиванию мощности банковской и финансовой системы с целью улучшения доступа малых предприятий к финансированию, для чего необходимо: стимулировать политику банков, направленную на кредитную поддержку малых предприятий; оказывать помощь банкам в обучении банковского персонала ведению дел с предпринимателями; изучать и продвигать опыт реализации программ малого бизнеса, в которых принимали участие банки;
3) обеспечение процессов обучения и консультирования предпринимателей работе с финансовыми учреждениями;
4) стимулирование и разработка новых методов финансирования, особенно лизинга и франчайзинга;
5) разработка четких правил государственной поддержки, которые должны включать:
- критерии приемлемости для получателей помощи (например, вновь образовавшиеся предприятия, предприятия, предоставляющие конкретные социально-важные услуги, предприятия, владельцы которых принадлежат к особым социальным группам);
- условия получения государственной финансовой помощи (например, для поддержки инноваций, экспорта) и критерии оценки проектов;
- условия предоставления грантов, займов, гарантий и другой финансовой помощи (например, принципы кредитных ставок, период выплаты займов, требования к отчетности) [15, с. 90].
Упрощение процедуры регистрации и, в первую очередь, упрощение схемы и сокращение ее сроков, введение заявительного принципа взамен разрешительного (как это и делается во многих развитых странах), безусловно, может дать положительные результаты в развитии малого предпринимательства в республике.
Актуальной и пока нерешенной остается проблема избыточного лицензирования, которая является тормозом в развитии предпринимательства. В настоящее время в Беларуси лицензируется свыше 175 видов деятельности. Кроме того, в Перечень видов деятельности, на осуществление которой требуются специальные разрешения, вносятся постоянные изменения, что весьма негативно сказывается на развитии и становлении бизнеса в стране [18, с. 94].
Представляется, что следует изменить сам подход к этому вопросу. В частности, законодательно определить, что такое лицензирование и для чего оно вводится, а также конкретные виды деятельности, подлежащие лицензированию. Ввиду того, что правом выдачи лицензий наделены органы, исполняющие функции госуправления (либо созданные ими структуры), целесообразно создание единого лицензирующего органа для упрощения процедур получения разрешительных документов, лицензирования и сертифицирования.
В условиях переходного периода неадекватная нормативно-правовая база представляет собой значительное препятствие для развития малого бизнеса. Создание эффективной законодательной базы требует принятия законов о собственности, лицензировании и регистрации предприятий, а также о банкротстве, контрактах и налогах.
Несовершенное и постоянно изменяющееся законодательство в области предпринимательства, медленные темпы приватизации - ключевые факторы, тормозящие развитие сектора малого бизнеса в Беларуси.
На формирование и развитие малого бизнеса особое влияние оказывает существующая система налогообложения, создаваемая совокупностью законов и правил, регламентирующих уплату налогов в стране. Налоговая нагрузка на малые предприятия в Беларуси довольно высока, кроме того, происходят частые, почти ежегодные изменения в налогообложении, что вызывает немалую озабоченность руководителей и владельцев малых предприятий. Поэтому, ставя вопрос о сокращении налоговой нагрузки, одновременно необходимо вести речь о рационализации ее структуры, оптимизации налогооблагаемой базы, упрощении механизма исчисления и взимания налогов.
Снижение налоговой нагрузки будет способствовать улучшению финансового положения хозяйствующих субъектов и повышению конкурентоспособности их продукции, стимулированию нецентрализованных инвестиций, предотвращению утечки капиталов из страны.
Поддержка предпринимательства должна относиться к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой в условиях перехода к рыночным отношениям. Для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики. Механизмы преодоления негативных моментов и острых углов рынка пока не созданы. В этих условиях предпринимательство без соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства и занять соответствующее место в белорусской экономике.
Таким образом, комплексный, ситуационный анализ проблем, тормозящих развитие предпринимательства в условиях осуществления рыночных реформ, свидетельствует о необходимости разработки более целенаправленной государственной политики, которая отвечала бы существующим реалиям и стратегическим направлениям подъема экономики. При этом главными функциями государства становятся формирование и совершенствование экономических и институциональных механизмов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики, равноправие хозяйственных субъектов всех форм собственности, создание условий для эффективного ведения предпринимательской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечение устойчивого экономического роста в Республике Беларусь во многом зависит от того, в какой мере задействован предпринимательский потенциал в стране. Развитие цивилизованного малого бизнеса - один из основных путей выхода республики из экономического кризиса, коренного улучшения социально-экономических условий жизни. Малый бизнес является наиболее гибкой структурой быстрого реагирования на рыночный спрос и удовлетворения общественных потребностей.
Для понимания процессов, происходящих в Республике Беларусь и в других странах с переходной экономикой, выделим основные признаки предпринимательства:
- вложение собственного имущества в хозяйственную деятельность с риском его потери в случае неудачного осуществления процесса предпринимательства;
- направленность деятельности на обеспечение рентабельности, получение прибыли и увеличение размера собственности предпринимателя;
- реальное участие в управлении предпринимательской структурой, в решении вопросов деятельности предприятия и распоряжение (в том числе оперативное) имуществом предпринимательской структуры.
Как показывает опыт развитых стран, сектор малых и средних предприятий органично вписывается в структуру развитой рыночной экономики, служит необходимым условием ее совершенствования.
Трудно переоценить вклад малого предпринимательства в формирование конкурентной среды, где рыночные отношения приобретают динамичность, поскольку связаны с экономической ответственностью и рисками предпринимателей. Малый бизнес, с одной стороны, из-за многочисленности своих составляющих и их подвижности в меньшей степени подвержен монополизации, чем крупные предприятия. С другой стороны, в условиях узкой специализации и использования новейшей техники он выступает как действенный конкурент, подрывающий монопольные позиции масштабных корпораций.