рефераты по менеджменту

Mалый бизнес

Страница
4

Развитие малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному. Но результат везде был получен одинаковый: массовой возник­новение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль и в экономической, и в социальной сфере.

1.3. Роль малого бизнеса в экономически развитых странах

Предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70-75 % валового национального продукта.

В США подобные фирмы составляют 99 % всех американских компаний.

Основная масса приходится на мельчайшие предприятия: в 87 % всех фирм работает не более 20 человек, в 80 % - менее 10 человек [10, с. 2].

Ныне в США функционирует более 15 млн. малых предприятий (МП), которые производят около 40 % валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.

В отдельных сферах американской экономики малые предприятия доминируют (табл. 1).

Таблица 1. Доля малого бизнеса в валовом продукте частного сектора США и численность занятых

Отрасль

Доля в валовом

продукте частного сектора %

Численность

занятых,

млн. чел.

1

2

3

Оптовая торговля

86

4,4

Розничная торговля

55

10,1

Сфера услуг

81

12,0

Финансовая деятельность

60

3,2

Окончание таблицы 1

1

2

3

Строительство

80

4,3

Обрабатывающая промышленность

21

8,0

Примечание. Источник: [10, с. 4]

В Японии в 2000-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы (кроме добывающей промышленности) составляли 99,1 %, численность занятых на них - 79,2 %. На их долю приходится 78 % годовой выручки в розничной торгов­ле и 62,1 % - в оптовой торговле.

В Великобритании в 2000-х гг. было почти 2,4 млн. МП (96 % от общего числа частных компаний). На них трудилось 36 % всех наемных ра­ботников, и давали эти предприятия 21 % общего товарооборота.

В Германии, где малой считается фирма с числом занятых до 49 человек, а средней от 50 до 499 насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99 % всех предприятий страны), которые производят до 50 % валового национального продукта.

В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. На рынке труда 80 % всех новых мест в промышлен­ности приходится на предприятия с числом занятых мест 20 человек.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Компании с числом занятых менее 10 человек составляют здесь 70 % всех промышленных предприятий, а фирмы с чис­лом занятых 500 человек - лишь 0,4 % [16, с. 29].

Итак, в экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их тех­нологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значи­тельными объемами производства, и отрасли, для которых не тре­буются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупных с тенденцией к мо­нопольным структурам и небольших, складывающихся под влияни­ем многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, тру­довыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов обо­рудования к кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских то­варов и оказанием услуг.

Малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные, способны быстрее реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и колебания потребительского спроса. Они имеют еще ряд преимуществ, особенно привлекательных для региона, где осуществляют свою предпринимательскую деятель­ность:

1) ориентация производителя в основном на региональный рынок;

2) поддержание занятости населения и создание новых рабочих мест;

3) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям;

4) небольшой первоначальный объем инвестиций [22, с. 69].

У предприятий малого бизнеса меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, вне­дрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания ручного и машинного труда.

Но, обладая указанными преимуществами, малые предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, кото­рую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий малого бизнеса сопровождается разорением многих существующих. Они на рынке находятся в худших конкурентных условиях по срав­нению с крупными, у них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень квалификации кадров. Сложнее обстоит дело и с информационным обеспечением, не хватает средств на продвижение своего товара на рынок.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту