Развитие малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному. Но результат везде был получен одинаковый: массовой возникновение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль и в экономической, и в социальной сфере.
1.3. Роль малого бизнеса в экономически развитых странах
Предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70-75 % валового национального продукта.
В США подобные фирмы составляют 99 % всех американских компаний.
Основная масса приходится на мельчайшие предприятия: в 87 % всех фирм работает не более 20 человек, в 80 % - менее 10 человек [10, с. 2].
Ныне в США функционирует более 15 млн. малых предприятий (МП), которые производят около 40 % валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.
В отдельных сферах американской экономики малые предприятия доминируют (табл. 1).
Таблица 1. Доля малого бизнеса в валовом продукте частного сектора США и численность занятых
Отрасль | Доля в валовом продукте частного сектора % | Численность занятых, млн. чел. |
1 | 2 | 3 |
Оптовая торговля | 86 | 4,4 |
Розничная торговля | 55 | 10,1 |
Сфера услуг | 81 | 12,0 |
Финансовая деятельность | 60 | 3,2 |
Окончание таблицы 1
1 | 2 | 3 |
Строительство | 80 | 4,3 |
Обрабатывающая промышленность | 21 | 8,0 |
Примечание. Источник: [10, с. 4]
В Японии в 2000-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы (кроме добывающей промышленности) составляли 99,1 %, численность занятых на них - 79,2 %. На их долю приходится 78 % годовой выручки в розничной торговле и 62,1 % - в оптовой торговле.
В Великобритании в 2000-х гг. было почти 2,4 млн. МП (96 % от общего числа частных компаний). На них трудилось 36 % всех наемных работников, и давали эти предприятия 21 % общего товарооборота.
В Германии, где малой считается фирма с числом занятых до 49 человек, а средней от 50 до 499 насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99 % всех предприятий страны), которые производят до 50 % валового национального продукта.
В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. На рынке труда 80 % всех новых мест в промышленности приходится на предприятия с числом занятых мест 20 человек.
В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Компании с числом занятых менее 10 человек составляют здесь 70 % всех промышленных предприятий, а фирмы с числом занятых 500 человек - лишь 0,4 % [16, с. 29].
Итак, в экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования к кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные, способны быстрее реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и колебания потребительского спроса. Они имеют еще ряд преимуществ, особенно привлекательных для региона, где осуществляют свою предпринимательскую деятельность:
1) ориентация производителя в основном на региональный рынок;
2) поддержание занятости населения и создание новых рабочих мест;
3) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям;
4) небольшой первоначальный объем инвестиций [22, с. 69].
У предприятий малого бизнеса меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания ручного и машинного труда.
Но, обладая указанными преимуществами, малые предприятия действуют в условиях рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий малого бизнеса сопровождается разорением многих существующих. Они на рынке находятся в худших конкурентных условиях по сравнению с крупными, у них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень квалификации кадров. Сложнее обстоит дело и с информационным обеспечением, не хватает средств на продвижение своего товара на рынок.