Свое влияние оказывают и субъективные факторы: некомпетентность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие его развития.
Пристальное внимание к развитию малых форм бизнеса в развитых странах объясняется еще и потребностью преодолеть отчуждения людей друг от друга, отчуждения от природы. Личное общение работников, преодоление авторитарности отношений способствует гуманизации и «очеловечиванию» производства. Посредством малых предприятий рассредоточиваются техногенные нагрузки на природу, что соответствует социально значимой цели - охране окружающей среды [10, с. 11].
Малая фирма имеет высокую адаптацию к рыночной среде и гибко, динамично реагирует на рыночный спрос. Небольшой коллектив гораздо быстрее воспринимает и генерирует новые идеи. В экономически развитых странах малые специализированные фирмы (венчурные компании) вносят ощутимый вклад в инновационные процессы. По данным Национального научного фонда США, результативность разработок небольших компаний вдвое выше, чем у крупных.
В экономике любой страны у малых предприятий есть свои ниши для развития. Прежде всего, этот сегмент рынка, где размер предприятия не играет существенную роль, а значит, эффект масштаба не может оказать воздействия на средние издержки и цену продукции. Примером тому может служить сфера услуг, создание программ для ЭВМ.
Вторая ниша связана с производством мелкосерийной продукции. Малые предприятия выступают в роли партнеров крупных компаний: поставляют им узлы, детали, комплектующие изделия. Например, доля субподрядчиков в общем объеме производства обрабатывающей промышленности Германии составляет около 30 % .
Нишевая специализация определяется выпуском продукции технологически превосходящей конкурента. Ученые, анализирующие инновационный путь развитых стран, отмечают, что радикальные новшества довольно часто появляются в мелких инновационных фирмах и рисковых компаниях (например, такие как микропроцессор, персональный компьютер, интерферон, средства программного обеспечения и др.).
Малый бизнес снимает во многом проблему безработицы в разных слоях общества. В большинстве экономически развитых стран не менее половины всех занятых работают на малых предприятиях. Отметим еще одну из важнейших функций малого бизнеса - антимонопольную. В странах с рыночной экономикой последний является носителем конкурентного начала: способствует снижению уровня цен, поддерживает структурную гибкость экономики, особое внимание уделяет потребительскому спросу. Во всех экономически развитых странах принято и действует антимонопольное законодательство, регулирующее условия конкуренции и защищающее интересы малого бизнеса. Учитывая экономическую и социальную значимость малых предприятий, последние в количественном отношении представляют собой крупнейший сектор в странах с рыночной экономикой, и на их долю приходится до 70 % ВВП.
Таким образом, предпринимательство в развитых странах имеет огромное экономическое и социальное значение. Предпринимательство рассматривается как проводник неудовлетворенности, нарастающей в любой общественной системе. Предпринимательство способствует снижению уровня безработицы; высвобождению средств для неспособных к труду или по объективным причинам непроизводительно работающих членов общества, чтобы обеспечить и для них уровень существования, воспринимаемый как достаточный; обеспечению стабильности покупательной способности лиц с низкими доходами; реализации основных прав человека, особенно права на свободное развитие личности и на возможность равных шансов экономического развития; развитию и соблюдению групповых интересов экономического и социального характера, обеспечению координации интересов работодателей и работополучателей, производителей и потребителей, индивида и общества.
2.1. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе
За последние десять лет в секторе предпринимательства Республики Беларусь произошли значительные изменения в количественном и качественном составе хозяйствующих субъектов, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.
Знание тенденций развития предпринимательства в Республике Беларусь имеет существенное значение для прогнозирования и проведения экономической политики.
В формировании предпринимательства Республики Беларусь выделяются два этапа. Первый - 1991-1996 гг. - отмечен быстрым ростом субъектов, количества занятых в этой сфере экономики, вкладом в ВВП и бюджет при отсутствии системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Второй этап, начавшийся после 1996 г., ознаменован переходом к жесткому государственному регулированию и тотальному контролю деятельности. Он характеризуется сокращением числа предпринимательских структур, снижением объемов внутренних и внешних инвестиций, сокращением числа занятых, а также доли поступлений в доход бюджета. Некоторое оживление в экономике малого предпринимательства наметилось в 2002- 2005 гг. [18, с. 23].
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, за это время произошло увеличение числа малых предприятий на 11,5 %, индивидуальных предпринимателей - на 4,4 %, численности занятых - на 14,8 %. За два последних года стабилизировалось финансовое состояние предприятий, увеличилась прибыль, заработная плата [21, с. 83].
Большинство предприятий частного сектора - малые. К началу 2007 г. в республике функционировала 31 тыс. малых предприятий, в том числе 28,7 тыс. частных. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте страны составляет 8,8 %. Малыми предприятиями производится 7,3% промышленной продукции, на них приходится 9,8% розничного товарооборота, 22,1% выручки от реализации товаров (работ, услуг). В общем числе предприятий торговли и общественного питания малые предприятия составляли к началу 2007 г. 42,9 %, среди предприятий промышленности 22 % малых, среди строительных предприятий - 11,8 %, среди транспортных предприятий - 5,3 %. Общая численность работающих на частных малых предприятиях в 2005 г. составила 308 тыс. человек. 37,9 % от общего количества занятых на малых предприятиях работают на предприятиях промышленности, 28,7 % - на предприятиях торговли и общественного питания [23].
Необходимо отметить одну из тенденций, которая отличает Беларусь от других стран: при сокращении числа малых предприятий в абсолютном и относительном измерении увеличивается количество государственных МП. Так, по 2006 г. количество частных МП сократилось на 1,4 тыс. и составило 25,4 тыс. предприятий, тогда как число государственных МП за этот же период несколько увеличилось и составило более 2,2 тыс. [19, с. 556]. Одним из объяснений роста государственных МП может служить предположение, что ведомственная принадлежность значительно упрощает лоббирование интересов и снижает издержки на ведение бизнеса.