Окончание таблицы 5
1 | 2 | 3 | 4 |
тыс. руб. | 31662 | 46840 | 147,9% |
долл. США | 17745 | 22622 | 128,6% |
Поступления в бюджет в расчете на 1 индивидуального предпринимателя, тыс. руб. |
958 |
1749 |
182,6% |
долл. США | 537 | 852 | 158,7% |
Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, % | 42,2 | 41,4 | - |
Примечание. Источник: [19, с. 555]
Таким образом, оценив ситуацию в Беларуси, можно выделить несколько тенденций, наметившихся в развитии предпринимательства. Во-первых, уменьшается количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, не наблюдается роста числа таких предприятий в производственной сфере, поскольку из-за нестабильной экономической и политической обстановки в стране предприниматель не желает инвестировать расширение своего бизнеса, новые технологии и оборудование. В третьих, остается неизменной или уменьшается рентабельность деятельности большинства предпринимателей. Сокращается количество имеющих возможность привлекать заемные средства, в частности банковские кредиты, для расширения и развития. Кредитные учреждения неохотно финансируют малый бизнес из-за отсутствия залогового обеспечения и опыта предпринимательской деятельности.
2.2. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые предприятия являются работодателями для более чем 50% трудового населения всего мира и при этом наиболее динамично создают новые рабочие места. Кроме того, объемы производства в сфере малого предпринимательства в разных государствах составляют от 50% до 70% ВВП. Эти данные говорят о том, что в нашей республике государственное регулирование предпринимательского сектора не в полной мере отвечает современным требованиям, что порождает так называемые административные ограничения.
Высокий уровень административных барьеров в Беларуси во многом обусловлен тем, что практически до настоящего времени этой проблеме не придавалось должного внимания. Высокие административные барьеры сдерживают развитие субъектов предпринимательства, что не может не сказаться негативно на положении экономики в целом, поскольку малый бизнес производит значительную часть ВВП, формирует республиканский и местный бюджеты, создает рабочие места. Это ведет к значительным экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством ВВП, потерям государственного бюджета из-за неэффективного использования ресурсов. Кроме того, ограничения не решают проблем, связанных с наведением порядка, затрудняют использование более эффективных методов государственного регулирования. Но самое главное - административные ограничения создают благоприятную почву для развития коррупции в среде государственных служащих, что способствует значительному росту доли теневой экономики в ВВП [17, с. 85].
Специалистами московского представительства Института экономического развития Всемирного банка теневая экономика трактуется как скрытая экономическая деятельность, которая не отражается в налоговой декларации и официальной статистике. Основными условиями возникновения теневой экономики являются, с одной стороны, жесткость законов, а с другой - невозможность государства обеспечить их безусловное выполнение; причинами распространения – несоответствие институционных рамок местным условиям, новым формам производственной и социальной организации (кризисные явления в экономике, процесс приватизации, административные барьеры, несовершенство законодательной базы, нацеленность государства на максимизацию налогового дохода, низкий уровень жизни населения, дифференциация доходов, слабая информированность, стереотипы сознания, мотивация поведения, изменение морально-этических принципов и т.д.). В странах с переходной экономикой теневая сфера достигает значительных размеров ввиду отсутствия системы контроля за государственными органами власти.
Примеров неэффективности государственного регулирования развития предпринимательства в нашей стране более чем достаточно. Чтобы сохранить статус физического лица, индивидуальный предприниматель по закону не может иметь свыше трех наемных работников. Если это условие нарушается, он должен перерегистрироваться как юридическое лицо, что влечет за собой целый спектр дополнительных обязанностей перед контролирующими и налоговыми органами, и это предпринимателю крайне невыгодно. В этой ситуации многие индивидуальные предприниматели оформляют трудовые отношения с тремя работниками и официально выплачивают им минимально допустимую заработную плату с последующей уплатой налогов и отчислений в фонды социальной защиты. Вторая часть их зарплаты, как и зарплата официально не оформленным работникам, выплачивается наличными, но уже без уплаты налогов и отчислений в социальные фонды. Люди чувствуют свою социальную незащищенность и бесправность, и чтобы как-то компенсировать свои потери, по мере возможностей воруют. На этой почве и «расцветает букет» социальных аспектов причин распространения теневой экономики [20, с. 21].
Недостаточная эффективность государственного воздействия отрицательно сказывается на географическом ракурсе предпринимательства. В настоящее время отмечается неравномерность распределения предпринимателей по регионам страны. Более половины малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (57,6 % общей численности) сосредоточены в Минске. По областям количество субъектов предпринимательства характеризуется следующими показателями: Брестская область- 1866 предприятий (6,4%), Витебская - 2225 (7,7 %), Гомельская - 2 375 (8,2 %), Гродненская - 1 816 (6,3 %), Минская – 3 030 (10,4%), Могилевская – 2 019 (6,9%) [23]. Большинство малых предприятий сосредоточено в областных центрах, меньше - в районных городах, а в сельской местности они практически отсутствуют. Функционирующие в регионах Беларуси малые предприятия характеризуются невысокими показателями как по числу занятых, так и по объемам продукции и услуг.