Между тем в условиях переориентации экономики вклад малого бизнеса в обновление общества особенно значим. Известно, что предпринимательская активность конструктивно проявляется именно на волне подъема при преодолении обществом упадка в экономике.
Опыт промышленно развитых стран свидетельствует, что роль предпринимателя избирают главным образом энергичные, деловые люди с перспективными замыслами, идеями, проектами. Всегда готовые к повышенному коммерческому и финансовому риску, они успешно осваивают новые виды производства, открывают новые рынки. С особой силой это влияние ощущается на периферии национальной экономики, где малый бизнес участвует в решении целого комплекса социально-экономических проблем.
Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.
Экономические условия — это:
- предложение товаров и спрос на них;
- виды товаров, которые могут приобрести покупатели;
- объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;
- избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованно — на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.
Правовые нормы должны обеспечивать:
• упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;
• защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
• совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран. Сюда входят также создание региональных центров поддержки предприятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств [15, с. 89].
Существует разница между малым бизнесом и предпринимательством. Малый бизнес ограничен в количестве работников, масштабах производства (торговли, услуг), уровню финансовых результатов. Под предпринимательством помается все виды бизнеса (крупный, средний и малый) и самых различные виды деятельности, связанные с получением прибыли.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет предприятие как «очень маленькое», если на нем насчитывается до 19 работников, как «малое», если - до 99, и как «среднее», если трудовой коллектив составляет от 100 до 499 человек. Предприятие же, насчитывающее более 500 сотрудников, считается «крупным». Особенности национальной экономики в каждой стране предопределяют разный подход к отнесению предприятий к малым [13, с. 24].
В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.96 г. и Указом Президента № 262 от 19.07.96 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» критерием для определения малых предприятий является их среднесписочная численность, которая не должна превышать:
- в промышленности и на транспорте-до 100 человек;
- в сельском хозяйстве, включая фермерские хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;
- в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 3 человек;
- в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек [16, с. 31].
Таким образом, малый бизнес можно охарактеризовать как особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, коммерческом риске и ответственности, комбинировании факторов производства и инновационной предпринимательской идее.
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования к кооперации множества работников. Малых и средних предприятий в странах с рыночной экономикой особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные, способны быстрее реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и колебания потребительского спроса. Они имеют еще ряд преимуществ, особенно привлекательных для региона, где осуществляют свою предпринимательскую деятельность:
1) ориентация производителя в основном на местный рынок;
2) поддержание занятости населения и создание новых рабочих мест;
3) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям;