рефераты по менеджменту

Mалый бизнес

Страница
2

Между тем в условиях переориентации экономики вклад малого бизнеса в обновление общества особенно значим. Известно, что предпринимательская актив­ность конструктивно проявляется именно на волне подъема при преодолении об­ществом упадка в экономике.

Опыт промышленно развитых стран свидетельствует, что роль предпринимате­ля избирают главным образом энергичные, деловые люди с перспективными замыс­лами, идеями, проектами. Всегда готовые к повышенному коммерческому и финан­совому риску, они успешно осваивают новые виды производства, открывают но­вые рынки. С особой силой это влияние ощущается на периферии национальной экономики, где малый бизнес участвует в решении целого комплекса социально-экономических проблем.

Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.

Экономические условия — это:

- предложение товаров и спрос на них;

- виды товаров, которые могут приобрести покупатели;

- объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;

- избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвести­рованный капитал, а также величина заемных средств, необходи­мых предпринимателям для финансирования своих деловых опе­раций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление поку­пателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существен­ную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованно — на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рам­ках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

Правовые нормы должны обеспечивать:

• упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистра­ции предприятий малого бизнеса;

• защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;

• совершенствование налогового законодательства в направле­нии мотивации производственной предпринимательской дея­тельности, развития совместной деятельности предпринима­телей России с предпринимателями зарубежных стран. Сюда входят также создание региональных центров поддержки пред­приятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам право­вых гарантий малого бизнеса, включая право на собствен­ность и соблюдение договорных обязательств [15, с. 89].

Существует разница между малым бизнесом и предпринимательством. Малый бизнес ограничен в количестве работников, масштабах производства (торговли, услуг), уровню финансовых результатов. Под предпринимательством помается все виды бизнеса (крупный, средний и малый) и самых различные виды деятельности, связанные с получением прибыли.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет предприятие как «очень маленькое», если на нем насчитыва­ется до 19 работников, как «малое», если - до 99, и как «среднее», если трудовой коллектив составляет от 100 до 499 человек. Предприятие же, насчитывающее более 500 сотрудников, считается «крупным». Особенно­сти национальной экономики в каждой стране предопределяют разный подход к отнесению предприятий к малым [13, с. 24].

В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16.10.96 г. и Указом Президента № 262 от 19.07.96 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» критерием для определения малых предприятий является их среднесписочная численность, которая не должна превышать:

- в промышленности и на транспорте-до 100 человек;

- в сельском хозяйстве, включая фермерские хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;

- в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 3 человек;

- в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек [16, с. 31].

Таким образом, малый бизнес можно охарактеризовать как особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, коммерческом риске и ответствен­ности, комбинировании факторов производства и инновационной предпринимательской идее.

1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их тех­нологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значи­тельными объемами производства, и отрасли, для которых не тре­буются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупных с тенденцией к мо­нопольным структурам и небольших, складывающихся под влияни­ем многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, тру­довыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов обо­рудования к кооперации множества работников. Малых и средних предприятий в странах с рыночной экономикой особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских то­варов и оказанием услуг.

Малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные, способны быстрее реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и колебания потребительского спроса. Они имеют еще ряд преимуществ, особенно привлекательных для региона, где осуществляют свою предпринимательскую деятель­ность:

1) ориентация производителя в основном на местный рынок;

2) поддержание занятости населения и создание новых рабочих мест;

3) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту