Таким образом, при факторном анализе прибыли с использованием показателя полной себестоимости мы можем выявить влияние на прибыль следующих факторов:
· рост прибыли на 15 741 тыс. руб. обусловлен повышением цен;
· на 1 339 тыс. руб. прибыль выросла за счет изменения структуры продаж;
· увеличение себестоимости привело к снижению прибыли на 11 866 тыс. руб.;
· за счет снижения объема реализации прибыль уменьшилась на 1211 тыс. руб.
Общее изменение прибыли в результате взаимодействия факторов составило +4 003 тыс. руб.
Сопоставим теперь два метода факторного анализа: с использованием сумм покрытия и на основе полной себестоимости (см. табл. 11).
Таблица 11
Сравнение результатов факторного анализа прибыли
Факторы |
Вариант расчета отклонений, тыс. руб. |
Разница отклонений | |||
полная себестоимость |
директ-костинг |
абсолютная, тыс. руб. |
относительная*% | ||
1 |
Объем реализации продукции |
-1 211 |
-3 819 |
2 607 |
65,13 |
2 |
Структура реализованной продукции |
+1 339 |
+3 761 |
2 422 |
60,49 |
3 |
Цены |
+15 741 |
+15 927 |
186 |
4,64 |
4 |
Себестоимость продукции |
-11 866 | |||
В том числе | |||||
4,1. Переменные затраты |
-7 189 | ||||
4,2. Постоянные затраты |
-4 677 |
* - определяется соотнесением абсолютной разницы отклонений к общей единой величине отклонений (4 003 тыс. руб.)
Сопоставление двух методов выявило отличия результатов в разрезе факторов. Метод директ-костинга выявляет более существенную зависимость прибыли от объема и структуры продаж. Для более эффективного управления затратами и процессом формирования прибыли в системе директ-костинг в отдельные факторы выделяется влияние постоянных и переменных затрат. Таким образом, анализ, основанный на суммах покрытия, принимает во внимание взаимосвязь объема реализации, себестоимости и прибыли, позволяет полнее учитывать зависимость между показателями и более точно измерять влияние факторов на изменение суммы финансового результата.
Используя результаты проведенных анализов отклонений себестоимости и прибыли, мы можем осуществить факторный анализ рентабельности.
В информационно-аналитической системе директ-костинг целесообразно проводить факторный анализ рентабельности затрат для выявления причин и степени влияния этих причин на отклонения фактического показателя рентабельности от планового.
Факторный анализ рентабельности затрат предприятия в директ-костинге основывается на суммах покрытия, т.е. факторная модель рентабельности (R) выглядит следующим образом:
R = П / С = (В х dСПср - З пост) / (?(кi х З перi) + З пост) = (В х ?(УДi х (цi - Зперi) / цi) - З пост) / ((кi х З перi) + З пост)
Анализ проводится с использованием метода цепных подстановок и выявляет изменение уровня рентабельности затрат за счет действия следующих факторов:
· объема реализованной продукции;
· структуры продаж;
· цены реализуемых изделий;
· удельных переменных затрат;
· уровня постоянных расходов.
Практические данные для факторного анализа рентабельности (методом цепных подстановок) возьмем из выполненных ранее аналитических расчетов по прибыли (см. табл. 9) и по себестоимости (см. табл. 6).
Rпл = 38 660 / 240 070 = 16,10%
R1 = 34 841 / 235 154 = 14,82%
R2 = 38 602 / 237 994 = 16,22%
R3 = 54 529 / 237 994 = 22,91%
R4 = 47 340 / 245 183 = 19,31%
Rф = 42 663 / 249 860 = 17,07%
Стандартный анализ с использованием полной себестоимости проводится по формуле:
R = П / С
Расчет влияния факторов можно выполнить следующим образом:
Rпл = Ппл / Спл = 38 660 / 240 070 = 16,10%
Влияние объема продаж:
R1 = П1 (при кф, Стр пл, ц пл, С пл) / С1 (при к ф, Стр пл, С пл) = (38 660 х 0,9687) / (240 070 х 0,9687) = 16,10%
Влияние структуры продаж:
R2 = П2 (при к ф, Стр ф, ц пл, С пл) / С2 (при к ф, Стр ф, С пл) = 38 788 / 237 994 = 16,30%
Влияние изменения цен:
R3 = П3 (при к ф, Стр ф, ц ф, С пл) / С3 (при к ф, Стр ф, С пл) = 54 529 / 237 994 = 22,91%
Влияние себестоимости:
Rф = П ф / С ф = 42 663 / 249 860 = 17,07%
Обобщив результаты проведенного с использованием двух методов анализа, получим единую таблицу 12:
Таблица 12
Сравнение результатов факторного анализа рентабельности, %
Факторы |
Расчет влияния факторов по системе директ-костинг |
Расчет влияния факторов с использованием полной себестоимости |
Изменение рентабельности | ||
Вариант | |||||
Директ-костинг |
Полная себестоимость | ||||
1 |
Общий объем продаж |
14,82 - 16,10 |
16,10 - 16,10 |
-1,29 |
- |
2 |
Структура продаж |
16,22 - 14,82 |
16,30 - 16,10 |
+1,40 |
+0,19 |
3 |
Цены на продукцию |
22,91 - 16,22 |
22,91 - 16,30 |
+6,69 |
+6,61 |
4 |
Себестоимость продукции В том числе 4,1. Переменные затраты 4,2. Постоянные затраты |
17,07 - 22,91 19,31 - 22,91 17,07 - 19,31 |
17,07 - 22,91 |
-5,84 -3,60 -2,23 |
-5,84 - - |
5 |
Итого |
17,07 - 16,10 |
17,07 - 16,10 |
+0,97 |
+0,97 |