Полученные итоговые значения требуемой мощности необходимо сопоставить с максимальной производственной мощностью цехов предприятия (см. табл. 17).
Таблица 17
Выявление узких мест в технологическом процессе предприятия
№ |
Цеха |
Максимальная производств. мощность, маш.час |
Ожидаемая загрузка цеха, маш.час |
Степень загрузки цеха, % |
Узкие места |
1 |
Цех первичной обработки |
1 800 |
1 780 |
99 |
НЕТ |
2 |
Цех изготовления фасадов |
1 500 |
2 120 |
141 |
ДА |
3 |
Цех покраски и лакировки |
1 700 |
1 670 |
98 |
НЕТ |
4 |
Упаковочный цех |
450 |
320 |
71 |
НЕТ |
Как видно из таблицы 17 на предприятии при прогнозном росте производства и сбыта появится лишь одно узкое место. С прогнозируемой нагрузкой в полном объеме не будет справляться лишь цех изготовления фасадов, степень его загрузки превышает 100%. Поэтому всю производственную программу необходимо оптимизировать, исходя из условия присутствия на предприятии узкого места. Для этого необходимо оценить потребляемую при изготовлении разной продукции мощность (в машино-часах), а потом соотнести удельные суммы покрытия с уровнем "потребления" мощности в узком месте производственного процесса (см. табл. 18).
Таблица 18
Определение иерархии приоритетов включения продукциив ассортиментную программу с учетом наличия узкого места
№ |
Показатели |
Продукция | |||
Дженi |
Вольга |
Сняданак |
Вест | ||
1 |
Удельная сумма покрытия, тыс. руб. |
183 |
143 |
239 |
144 |
2 |
Загрузка производственной мощности: цех изготовления фасадов, маш.час |
17 |
15 |
21 |
12 |
3 |
Сумма покрытия на маш.час узкого места: цех изготовления фасадов |
10,76 |
9,53 |
11,38 |
12,00 |
4 |
Приоритет включения продукта в производственную программу |
(3) |
(4) |
(2) |
(1) |
Составление оптимальной программы начинается с продукта, имеющего наибольшую удельную сумму покрытия за час загрузки узкого места. Затем в программу включается следующий по рангу продукт, и так до тех пор, пока есть мощности в узком месте. Для максимизации прибыли предприятие должно производить и реализовывать продукцию в соответствии с новой ассортиментной программой (см. табл. 19).
Таблица 19
Оптимальная программа продаж и производства
№ |
Продукция |
Объем выпуска, ед. |
Загрузка производст. мощности в узком месте, ед/маш.час |
Потребляемая мощность узкого места, маш.час |
Удельная сумма покрытия, тыс. руб. |
Итоговая сумма покрытия, тыс. руб. |
1 |
Вест |
30 |
12 |
360 |
144 |
4 320 |
2 |
Сняданак |
30 |
21 |
630 |
239 |
7 170 |
3 |
Дженi |
30 |
17 |
510 |
183 |
5 490 |
4 |
Вольга |
0 |
15 |
0 |
143 |
0 |
5 |
Итого |
- |
- |
1 500 |
- |
16 980 |
Необходимо отметить, что в случае, если предприятие не будет придерживаться новых приоритетов в производственной и сбытовой политике, то оно потеряет часть своей прибыли. Это можно наглядно продемонстрировать, если заложить в расчетную модель приоритеты абсолютных сумм покрытия (стр. 10 табл. 15).