Этап 3. Конкурент решает снизить цену на 5%. Данный этап информирует предприятие о том, что конкурент в настоящее время использует свою сильную позицию (более низкую точку безубыточности) для получения большей доли рынка. Доля суммы покрытия в выручке предприятия-конкурента снизилась до 16%, а точка безубыточности теперь равна 100 000 #, то есть сравнялась с аналогичным показателем анализируемого предприятия. Однако данная мера конкурента направлена на расширение доли рынка, и исследуемое предприятие должно проанализировать возможность реализации ответных мер, в ином случае его продукция окажется неконкурентоспособной.
Этап 4. Допустим, предприятие обладает некоторой программой снижения издержек (внедрило технологию внутреннего и внешнего кост-киллинга), в связи с чем имеется возможность снизить затраты примерно на 6%. Этап 4 показывает влияние снижения переменных расходов на положение точки безубыточности. Заметим, что данное снижение издержек понизило точку безубыточности на 20%, а доля суммы покрытия повысилась на 25% (5%/20%). Теперь предприятие готово к снижению продажной цены, чтобы выдержать конкурентную борьбу.
Этап 5 показывает результат снижения продажной цены на 5%. В результате предпринятых мероприятий предприятие находится в более выгодных условиях безубыточности (объем безубыточности составляет 95 238 # по сравнению с объемом безубыточной деятельности конкурента в 100 000 #). Таким образом, предпринятые меры значительно укрепили рыночную позицию предприятия, даже несмотря на осуществленное снижение цены реализации.
Информация директ-костинга позволяет использовать разнообразные методы ценообразования, основанные на переменных затратах. Так, метод "переменная себестоимость плюс надбавка" позволяет рассчитать такую надбавку на маржинальную себестоимость, которая обеспечит необходимую сумму покрытия на единицу продукции, желаемую долю суммы покрытия в выручке или целевую сумму покрытия на единицу ограничивающего фактора ("узкого места").
В самом обобщенном виде процентная надбавка к переменным производственным затратам для каждого вида продукции рассчитывается по следующей формуле:
% наценки = (желаемая прибыль + суммарные постоянные производственные расходы + коммерческие, общие, административные расходы) / суммарные переменные производственные затраты.
А цена на основе переменных затрат равна:
цена = переменные производственные затраты на единицу продукции + + % наценки х переменные производственные затраты на единицу продукции.
Такой метод целесообразно использовать при выполнении ряда условий:
· стоимость активов, вовлеченных в производство, для каждого вида продукции (работ, услуг) предприятия одинакова;
· соотношение переменных затрат и остальных производственных затрат для каждого вида продукции примерно одинаково.
Если эти условия не соблюдается, то для обеспечения релевантности результатов в расчет необходимо вводить поправочные коэффициенты, отражающие различие по видам продукции.
Кроме того, переменные затраты можно рассматривать как краткосрочный нижний предел цены, который может использоваться при необходимости снижения цен на реализуемую продукцию во время экономического спада для стимулирования спроса, или в условиях острой ценовой конкуренции за рынки сбыта для достижения лидирующих позиций (особенно при наличии запаса производственных мощностей).
Переменная себестоимость может быть использована в качестве трансфертной цены при обмене полуфабрикатами и изделиями между различными центрами ответственности одного предприятия (корпорации). Так, методы, основанные на рыночных ценах, не всегда являются приемлемыми, поскольку может не существовать рынка продукции а, соответственно, и рыночных цен для новой или экслюзивной продукции, либо затраты на сбор информации о рыночных ценах могут быть весьма существенными. Кроме того, рыночные цены могут динамично изменяться под влиянием различных факторов (сезонности, рыночных ожиданий и т.п.), не зависящих от деятельности предприятия, а на размер переменных затрат предприятие может оказывать влияние (следовательно, трансфертные цены на основе переменных затрат являются для предприятия более гибкими и удобными). Необходимо отметить, что в основу трансфертных цен должны быть положены нормативные переменные затраты, иначе низкая эффективность деятельности центра ответственности - продавца и сопутствующее увеличение затрат будет перекладываться на другие центры ответственности.
Рассмотренные сейчас и ранее аналитические возможности системы директ-костинг (причем, далеко не все из существующих) позволяют сделать вывод о том, что эта система предоставляет необходимую и адекватную информацию о затратах для проведения аналитических расчетов и формирования рекомендаций по выбору управленческого решения для руководства предприятия и менеджеров различного уровня управления.