Следовательно, сокращение объема реализации повлекло за собой уменьшение абсолютной суммы прибыли на 3 819 тыс. руб. (34 841 - 38 660).
Следующим анализируемым фактором является структура продаж. Здесь нужно отметить, что сдвиги в структуре реализуемой продукции приводят не только к изменению выручки, но и средней доли суммы покрытия в ней. Новая величина доли суммы покрытия при плановых ценах и плановых переменных затратах:
dСП ср1 = 0,395 х 0,2322 + 0,412 х 0,2970 + 0,476 х 0,3004 + 0,488 х 0,1704 = 0,44007.
На основе полученной условной величины доли суммы покрытия в выручке можно определить прибыль от реализации продукции при фактическом объеме и структуре, но при плановых ценах, переменных и постоянных затратах:
П2 = В (Условие 2) х dСП ср1 - Зпост пл = 276 782 х 0,44007 - 83 201 = 38 602 тыс. руб.
Следовательно, изменение структуры реализации повлекло рост суммы прибыли на (38 602 - 34 841) = 3 761 тыс. руб.
На сумму выручки и долю суммы покрытия в ней, и, конечно, на прибыль оказывает самое непосредственное влияние изменение уровня цен. Средняя доля суммы покрытия при фактическом уровне реализации продукции при фактической структуре и ценах, но при плановых переменных и постоянных затратах:
dСП ср2 = 0,450 х 0,2322 + 0,440 х 0,2970 + 0,503 х 0,3004 + 0,497 х 0,1704 = 0,47083.
Под влиянием фактора изменения цен при сохранении уровня переменных и постоянных затрат прибыль от реализации фактического объема продукции составит:
П3 = Вф х dСП ср2 - Зпост пл = 292 523 х 0,47083 - 83 201 = 54 529 тыс. руб.
За счет повышения цен на все изделия сумма прибыли увеличилась на (54 529 - - 38 602) = 15 927 тыс. руб.
Осталось определить влияние на прибыль изменений переменных и постоянных затрат. Поскольку постоянные затраты являются нерелевантными, то они будут влиять на прибыль самыми последними. Определим, таким образом, влияние переменных затрат.
Рассчитаем долю суммы покрытия при всех фактических условиях:
dСП ср ф = 0,407 х 0,2322 + 0,412 х 0,2970 + 0,480 х 0,3004 +
+ 0,500 х 0,1704 = 0,44626.
Прибыль при всех фактических условиях, но при плановой сумме постоянных расходов составит:
П4 = Вф х dСП ср ф - Зпост пл = 292 523 х 0,44626 - 83 201 = 47 340 тыс. руб.
Как видно из сопоставления полученного финансового результата с предыдущим, повышение уровня переменных затрат привело к уменьшению прибыли на 7 189 тыс. руб. (47 340 - 54 529).
Итоговым фактором, повлиявшим на прибыль, является изменение постоянных расходов. Фактическая сумма прибыли:
П ф = Вф х dСП ср ф - Зпост ф = 292 523 х 0,44626 - 87 878 = 42 663 тыс. руб.
Отклонение от плана по сумме постоянных затрат на 4 677 тыс. руб. (83 201 - - 87 878 ) привело к уменьшению прибыли на ту же сумму 4 677 тыс. руб. (42 663 - 47 340).
Из таблицы 9, обобщающей проведенный анализ, видно, что общий прирост прибыли, составивший 4 003 тыс. руб., образовался за счет следующих факторов:
· прибыль выросла на 15 927 тыс. руб. за счет повышения цен на продукцию;
· благоприятные изменения структуры продаж привели к росту прибыли на 3 761 тыс. руб.;
· в свою очередь, превышение переменных затрат повлекло снижение прибыли на 7 189 тыс. руб.;
· к снижению прибыли на 4 677 тыс. руб. привело повышение постоянных затрат;
· за счет сокращения объема реализации на 34 изделия прибыль снизилась на 3 819 тыс. руб.
Для демонстрации отличий и преимуществ анализа в директ-костинге мы должны выполнить факторный анализ прибыли на основе полной себестоимости и сопоставить полученные результаты В расчетах по полной себестоимости используется следующая формула определения прибыли:
П = В - С,
где С - полная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
Анализ прибыли представим в виде таблицы 10:
Таблица 10
Расчет влияния факторов на прибыль от реализации(на основе полной себестоимости)
Условие отклонений |
Порядок расчета |
Прибыль, тыс. руб. |
Факторы |
Влияние фактора, тыс. руб. | ||||
Объем продаж |
Структура |
Цена |
Себестоимость | |||||
1 |
План |
В пл - С пл = 278 730 - 240 070 |
38 660 |
План |
План |
План |
План |
- |
2 |
Объем - факт |
П пл х Квп = 38 660 х 0,9687 |
37 449 |
Факт |
План |
План |
План |
-1 211 |
3 |
Структура -факт |
В усл. * - С усл** = 276 782 - 237 994 |
38 788 |
Факт |
Факт |
План |
План |
+1 339 |
4 |
Цена - факт |
В ф - С усл. == 292 523 - 237 994 |
54 529 |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
+15 741 |
5 |
Себестоимость -факт |
В ф - С ф = 292 523 - 249 860 |
42 663 |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
-11 866 |
* В усл. - условная выручка, определяемая по фактическому объему реализации и структуры, но по плановым ценам;
** С усл. - условная полная себестоимость, определяемая по фактическому объему производства и структуры, но по плановой себестоимости видов изделий.