Решение данной аналитической задачи различается при использовании метода полной себестоимости и директ-костинга, поскольку именно директ-костинг учитывает относительное снижение постоянных затрат в себестоимости единицы продукции при росте объемов производства и реализации. При использовании в анализе показателя полной себестоимости данный фактор может быть не учтен, из-за чего вероятно принятие ошибочного решения.
Ценообразование в условиях наличия свободных производственных мощностей на основе информации директ-костинга позволяет учесть неизменность постоянных затрат и осуществлять установление цены на дополнительный объем продукции, который можно произвести путем задействования свободных мощностей, с использованием показателя переменной себестоимости. Заметим, что использование такого подхода целесообразно в ситуациях, когда постоянные расходы возмещаются в ценах базового количества производимых изделий, а цены на основе переменных затрат определяются только для дополнительного выпуска изделий.
Допустим, кондитерская фабрика реализует в регионе деятельности 30 тонн карамели, но может на имеющихся мощностях дополнительно произвести некоторое количество такой же продукции для реализации в соседнем регионе. Имеются следующие данные о показателях деятельности предприятия:
Таблица 22
Исходные данные для анализа дополнительного объема производства, #
Показатели |
На 30 000 кг продукции |
На 1 кг продукции | |
1 |
Переменные затраты |
18 000 |
0,6 |
2 |
Постоянные затраты |
9 000 |
0,3 |
3 |
Полная себестоимость |
27 000 |
0,9 |
4 |
Выручка |
33 000 |
1,1 |
5 |
Прибыль |
6 000 |
0,2 |
Продукция, реализуемая предприятием, имеет рентабельность примерно 22% (6 000/27 000). Поскольку в случае организации дополнительного производства продукции на имеющихся мощностях постоянные затраты не изменятся, в качестве базы ценообразования может быть использована переменная себестоимость. Для достижения той же рентабельности затрат, что и по основной производимой продукции, необходимо установить цену в размере 0,73 # за килограмм (0,6 х х 1,22). Данная цена содержит в себе еще большой запас для роста при благоприятной конъюнктуре рынка соседнего региона, либо может быть использована как демпинговая.
Ценообразование с использованием метода анализа безубыточности используется в ситуации, когда возможно одновременное изменение нескольких параметров деятельности (постоянных затрат, переменных затрат, цен и т.д.) и необходимо сопоставить варианты принятия определенных решений между собой в целях выбора наиболее эффективного варианта. Сравнение вариантов целесообразно производить с помощью таблицы. Рассмотрим процедуру аналитических расчетов, осуществленных в таблице 23, и их содержание.
Таблица 23
Сравнительный многовариантный анализ эффективности ценовой политики
Аналитические показатели |
Предприятие |
Конкуренты | ||||
Этапы | ||||||
1 |
4 |
5 |
2 |
3 | ||
1 |
Постоянные расходы, € |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
16 000 |
16 000 |
2 |
Цена реализации, € |
2 |
2 |
1,9 |
2 |
1,9 |
3 |
Переменные затраты на единицу продукта, € |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
4 |
Сумма покрытия на единицу продукта, € |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
5 |
Доля суммы покрытия в выручке, % |
20 |
25 |
21 |
20 |
16 |
6 |
Безубыточный объем производства, € |
100 000 |
80 000 |
95 238 |
80 000 |
100 000 |
Этап 1 представляет собой расчет показателей постоянных и переменных затрат, точки безубыточности по данным анализируемого предприятия.
Этап 2 показывает состояние дел некоторого предприятия-конкурента. Следует заметить, что его положение является более выгодным, поскольку он добился меньшего уровня постоянных затрат, и его точка безубыточности ниже на 20% (80 000 # в отличие от безубыточности анализируемого предприятия в 100 000 #). Но цены находятся на одинаковом уровне, и продукция анализируемого предприятия конкурентоспособна.