где Зперi - переменные затраты на единицу i-го вида продукции,
кi - объем производства i-го вида продукции,
Зпост - сумма постоянных затрат,
Квп - коэффициент выполнения плана
(Квп = кфi/кплi = 1 051 / 1 085 = 0,9687)
На основе приведенных в таблице 6 данных можно увидеть, что общая негативная тенденция роста себестоимости на 9 790 тыс. руб. при одновременном сокращении объема производства обусловлена следующими факторами:
· за счет повышения переменных затрат себестоимость выросла на 7 189 тыс. руб.;
· увеличение себестоимости на 4 677 тыс. руб. обусловлено ростом постоянных затрат;
· неблагоприятные структурные сдвиги привели к неблагоприятному отклонению себестоимости на 2 840 тыс. руб.;
· в свою очередь сокращение объема выпуска и реализации на 34 изделия явилось фактором снижения себестоимости на 4 916 тыс. руб.
Необходимо отметить, что факторный анализ себестоимости в большей степени связан с внутренними факторами деятельности предприятия. В условиях роста конкуренции за рынки сбыта гораздо более важным фактором будет являться востребованность продукции потребителями, готовность платить за нее, проявляющаяся на стадии реализации продукции, и здесь уже неразрывным логическим продолжением анализа себестоимости выступает анализ прибыли и рентабельности.
Факторный анализ прибыли в системе директ-костинг базируется на использовании показателей сумм покрытия *****. Методику проведения факторного анализа прибыли рассмотрим на примере многономенклатурного производства. При этом мы сможем наглядно убедиться в преимуществах директ-костинга, сопоставив получаемые в анализе результаты с результатами стандартного анализа, основанного на расчетах по полной себестоимости.
Для проведения анализа необходимо определить экономико-математическую модель расчета сумм покрытия в многономенклатурном производстве. Поскольку сумму покрытия можно выразить через выручку (В) и среднюю долю суммы покрытия в ней (dСПср), т.е. СП = В х dСПср, то прибыль равна:
П = В х dСПср - Зпост,
где В - реализация в стоимостном выражении (выручка);
dСПср - средняя величина доли суммы покрытия в выручке;
Зпост - постоянные затраты предприятия;
П - прибыль.
В свою очередь средняя доля суммы покрытия в выручке (dСПср) зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли суммы покрытия в цене по каждому изделию (dСПi):
dСПср = (УДi х dСПi),
где УДi = Вi / В = (кi х цi) / (кi х цi);
dСПi = (цi - Зперi) / цi;
цi - цена i-го вида продукции;
кi - объем сбыта i-го вида продукции в натуральном выражении;
i - вид продукции.
Теперь мы можем построить факторную модель прибыли от реализации продукции, которая будет иметь вид:
П = В х (УДi х dСПi) - Зпост = В х (УДi х (цi - Зперi)/цi) - Зпост
Представленная модель позволяет установить размер влияния на прибыль следующих факторов:
· количество реализованной продукции;
· структура;
· цена;
· удельные переменные затраты;
· уровень постоянных расходов.
Кроме информации о плановых и фактических переменных (в том числе и удельных) и постоянных затратах для проведения факторного анализа прибыли нам потребуются данные о соответствующих объемах реализации и ценах реализации отдельных видов продукции.
До начала процедуры основного анализа прибыли нам также необходимо провести дополнительные расчеты, а именно:
1) определить удельный вес выручки от реализации отдельных видов продукции в общей сумме выручки;
2) рассчитать показатели удельной суммы покрытия по видам изделий, основываясь на:
плановых значениях переменных затрат и цен;
плановых переменных затратах и фактических ценах;
фактических значениях указанных показателей;
3) анализировать выручку от реализации продукции с использованием метода цепных подстановок и выявлением влияния следующих факторов:
· объема реализации;
· структуры реализации;
· цены.
По окончании подготовительных расчетов факторный анализ прибыли реализуется с помощью метода цепных подстановок путем последовательной замены плановых значений показателей их фактическими значениями. Факторный анализ на основе сумм покрытия, как и любой иной анализ в системе директ-костинг, дает возможность выявить и изучить влияние переменных и постоянных затрат на прибыль, а также определяет взаимозависимость себестоимости, объема реализации и прибыли, что в принципе не может сделать стандартный анализ, основанный на учете по полной себестоимости.
Факторный анализ прибыли позволяет не только выявить причины изменения прибыли в отчетном периоде по сравнению с планом или предыдущим периодом, но и определить корректирующие мероприятия, направленные на обеспечение роста прибыльности предприятия:
· управление ценами для стимулирования роста объема продаж;
· снижение переменных затрат;
· управление постоянными затратами;
· улучшение структуры продаж.
Проведение факторного анализа прибыли осуществим с использованием практических данных из таблиц 4 и 5, дополнив проведенный ранее факторный анализ себестоимости информацией о ценах реализации ****** и выполнив подготовительные аналитические расчеты (см. табл. 7 и 8):
Таблица 7
Анализ структуры производства и сбыта продукции
Видпродукции |
Цена изделия, тыс. руб. |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
Удельные переменные затраты, тыс. руб. |
Удельный вес выручки по изделию в общей выручке, % |
dСПi= (цi - Зперi) / цi | ||||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Усл.* |
Факт | |
Стол С-09 |
190 |
209 |
73 150 |
67 925 |
115 |
124 |
26,24 |
23,22 |
0,395 |
0,450 |
0,407 |
Тумба Т-12 |
245 |
257 |
83 790 |
86 866 |
144 |
151 |
30,06 |
29,70 |
0,412 |
0,440 |
0,412 |
Стол О-1 |
328 |
346 |
78 720 |
87 884 |
172 |
180 |
28,24 |
30,04 |
0,476 |
0,503 |
0,480 |
Комод КВ-5 |
365 |
372 |
43 070 |
49 848 |
187 |
186 |
15,45 |
17,04 |
0,488 |
0,497 |
0,500 |
Итого |
278 730 |
292 523 |