В курортно-туристской отрасли занято около 13 тыс. человек. Официальная статистика санаторно-курортной сферы учитывает только сотрудников, непосредственно занятых в обслуживании туристов, туристов в здравницах: 11200 человек, что составляет 23,6% трудоспособного населения курорта (Таблица 4). [3,с.60]
Таблица 4 – Кадровый состав работников курортно-туристской сферы
Тип здравниц |
Численность работников здравниц, чел. |
В том числе, чел. |
% к итогу | ||
Врачи всех специальностей |
Средний мед. персонал |
Прочий персонал | |||
Санатории |
5435 |
177 |
442 |
4816 |
48,5 |
Пансионаты с лечением |
1223 |
40 |
99 |
1048 |
10,9 |
Пансионаты отдыха |
1622 |
53 |
132 |
1437 |
14,5 |
Дома отдыха |
494 |
16 |
40 |
438 |
4,4 |
База отдыха |
1359 |
44 |
112 |
1203 |
12,2 |
Туристские гостиницы, базы, кемпинг и др. |
71067 |
34 |
87 |
946 |
9,5 |
Всего |
11200 |
364 |
912 |
9924 |
100,0 |
Примечание: В связи с отсутствием официальной статистики по Геленджику, расчет произведен по статистическим данным Краснодарского края, с учетом процентного соотношения специалистов.
К прочему персоналу отнесены работники сферы обслуживания, технических служб, садово-паркового хозяйства, горничные, работники общественного питания, снабжения, уборщики территорий и прочие специалисты. В сфере непосредственно туристского бизнеса занято около 1800 человек.
Основные ресурсы города-курорта Геленджик для устойчивого развития туризма определяются наличием уникальных природно-климатических условий, благоприятных для туризма, отдыха, лечения, реабилитации и оздоровления. К основным ресурсам относятся рекреационные, туристические ресурсы, наличие курортно-туристского комплекса (183 здравниц), профессиональные людские ресурсы, способные использовать имеющийся потенциал для приема и обслуживания гостей.
Рекреационные ресурсы включают: субтропический климат, горячее солнце, теплое море, горно-морской воздух, разнообразную живописную растительность, гидроминеральные и лечебные источники и грязи.
Туристические ресурсы - это объекты культурного, исторического, археологического и этнического показа, а также ландшафтные памятники природы.
Все это - главные ресурсы развития туризма как базового сектора экономики курорта, который привлекает в настоящее время на лечение и отдых свыше 1 млн. туристов в год.
Проведенный статистический анализ, а также аналитическая обработка всех документов администрации г. Геленджика за последние 3 года и полученные фактические данные о состоянии туризма в сезоне 2002 г. позволяют сделать вывод о том, что туризм на курорте Геленджик развивается стабильно и устойчиво. Из года в год увеличивается показатель прибытий (количество приезжающих на курорт туристов). Динамика их роста представлена в графике (Рисунок 2). [3, с. 72]
Рисунок 2 – График загрузки туристами курорта Геленджик за период 1997 – 2002 г. В здравницах и частных секторах, тыс. человек
Проведенный опрос показал, что мотивация (цели) туристов, прибывших в Геленджик, зависит от сезона. Результаты опроса приведены в Таблице 5. [3, с. 80]
Таблица 5 – Основные цели прибытия туристов
Цель прибытия (причина) |
Сезонный период, % |
Внесезонный период, % |
Лечение |
24,4 |
48,8 |
Оздоровление |
25,2 |
42,4 |
Отпуск (каникулы) |
49,5 |
8,1 |
Деловые цели |
0,3 |
0,2 |
Прочие причины |
0,6 |
0,5 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
Из таблицы 5 видно, что в сезонный период основная масса туристов прибывает для оздоровления и лечения, которое приурочено к отпуску или каникулам. Во внесезонный период курорт посещают, главным образом, старики и люди преклонного возраста молодые люди и дети в здравницах Геленджика вне сезона - это редкое явление, за исключением тех случаев, когда имеется специфическое заболевание или необходимость в реабилитации. В этот период преобладают «социальные» или дотированные туристы.
В летний курортный сезон в здравницах и частном секторе размещаются преимущественно дети, люди молодого и среднего возраста. Как правило, путевки они приобретают за полную цену (кроме отраслевых работников, имеющих свои здравницы), и их основная масса размещается в частном секторе. Все туристы, кроме части тех, кто занят серьезным лечением, - это пляжные туристы, проводящие свой отпуск с целью оздоровления и приятного времяпрепровождения. Неорганизованные туристы - это главные потребители услуг общественного питания.