Черноморское побережье Краснодарского края является одним из главных курортных районов России. Крупные курорты: Сочи, Анапа, Геленджик, имеются бальнеологические курорты Ейск на Азовском море, Горячий Ключ в предгорьях Западного Кавказа, а также горноклиматическая станция Красная Поляна. Вдоль побережья Чёрного моря и в прилегающих горных районах Западного Кавказа (в том числе по Кавказскому заповеднику) проходят всероссийские туристские маршруты.
На курортах Краснодарского края побывали в 2003 году почти 6 млн. человек, что составило прирост на 12% по сравнению с2002 годом. Из них 2.2 млн. организованные туристы. В период с мая по октябрь здравницы были заполнены на 74%. Среди курортных регионов особенно отличилась Анапа, где отдохнуло более миллиона человек. Тот самый миллион россиян, которым так гордится Турция, считая это достижением своей рекламной стратегии, а российский рынок - вторым по значимости приложения усилий. Турки пока не видят в российской ривьере конкурента. А в ряде других стран Средиземноморья уверены, что через несколько лет побережье Черного моря составит весьма ощутимую конкуренцию раскрученным европейским курортам. У Кубани есть все - великолепная природа, замечательные лечебные факторы, понимание значимости отрасли на административном уровне и развивающаяся инфраструктура. [19, с. 46-47]
В числе позитивных факторов является рекламная стратегия руководства края. Определив для себя целевые рынки – Москва с областью и субъекты ЮФАО и вложив деньги в интегрированную рекламу, Краснодарский край и получил свой прирост турпотока.
В 2003 на приобретение путевок и на здравницы выделено 4 миллиарда 900 миллионов рублей. Кроме того, государственную дотацию получает город Сочи. Но при этом хватает и проблем. Введение в стране единого социального налога привело к тому, что сотни тысяч российских граждан лишились возможности получать санаторные путевки за счет общественных фондов потребления (Таблица 2). [3, с.13]
Таблица 2 – Прибытие туристов, млн. чел.
Регион |
Прибытие |
Ежегодный прирост | |||||||
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
97/98 |
99/98 |
00/99 |
01/00 | |
Мир* |
567,4 |
599,0 |
619,7 |
636,6 |
656,9 |
5,6 |
3,5 |
2,7 |
3,2 |
Европа* |
338,4 |
353,7 |
370,6 |
381,9 |
385,9 |
4,5 |
4,8 |
3,1 |
1,0 |
Россия** |
41,3 |
42,8 |
43,7 |
44,1 |
46,0 |
3,6 |
2,1 |
4,3 |
2,0 |
Краснодарский край** |
1,9 |
2,2 |
2,6 |
3,4 |
4,0 |
15,7 |
18,1 |
30,7 |
17,6 |
Геленджик** |
0,52 |
0,61 |
0,72 |
0,80 |
1,0 |
17,3 |
18,0 |
11,1 |
25,0 |
Примечание:
* - данные вто;
* * - данные, рассчитанные по потокам въездного международного Туризма, внутреннего, национального, с учетом всех видов Туризма и размещения.
Статистика, приведенная в Таблице 2, позволяет охарактеризовать роль Геленджика в мировом, отечественном и региональном туризме. Из Табл. 2 видно, что доля Геленджика (по прибытиям туристов) В мировом туризме в 2001 г составляет всего 0,15%, в российском туризме - 2,2%, а в туризме Краснодарского края, который занимает первое место в России,- 25%. Среднегодовые темпы прироста в показателях прибытий за 5 лет по Краснодарскому краю составляют 20,5%, а по курорту Геленджик - 17,8%. Мир и Европа имеют меньшие, но более устойчивые показатели.
В организации туризма на курорте Геленджик принимают участие администрация и все действующие субъекты туризма. Основная функция в организации туризма принадлежит администрации города-курорта в лице заместителя мэра по курортам и туризму, Управлению по курортам и туризму как основному исполнительному органу администрации, курирующему сферу туризма.
В организации туризма следует выделять два основных процесса:
Организационные процессы, совершаемые, собственно, в здравницах и турбизнесе (санатории, пансионаты с лечением, гостиницы, кемпинги, дома и базы отдыха, летние детские лагеря отдыха, турфирмы и туристско-экскурсионные бюро). Такие организационные процессы как организация приема, размещения, питания, оздоровления и других видов обслуживания связаны с соблюдением соответствующих технологий. На этой стадии главными организаторами являются руководители здравниц. Я определила ее как внутреннюю организацию, которая зависит от типа здравницы, места ее размещения (Таблица 3). [3, с. 42-43]
Организационные процессы на курорте в целом и способы организационного упорядочения отношений между здравницами, сферой турбизнеса и администрацией курорта. Основная организационная работа выполняется органами самоуправления (из числа представительной и административной власти, муниципального унитарного предприятия "Геленджик-отдых") и различными органами исполнительной власти.
Таблица 3 – Сравнительные данные по размещению туристов в здравницах курорта Геленджик с 1997 по 2001 гг
Тип здравниц |
Количество койко-мест | ||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Санатории, профилактории |
3520 |
3483 |
3378 |
3864 |
6868 |
Пансионаты |
7583 |
7083 |
7590 |
10005 |
10169 |
Дома отдыха |
1506 |
1506 |
1506 |
1450 |
1139 |
Турбазы |
4192 |
3690 |
4070 |
3750 |
2380 |
Спортивно- и детско-оздоровительные лагеря |
11825 |
10630 |
9835 |
9830 |
10133 |
Базы отдыха |
13628 |
12290 |
10612 |
8670 |
6849 |
Кемпинги |
980 |
980 |
980 |
980 |
575 |
Гостиницы |
1090 |
1090 |
1090 |
1090 |
1686 |
Всего |
44324 |
40752 |
39061 |
39500 |
38935 |