Молодые люди и дети пытливы и подвижны, они чаще посещают концерты, фестивали, выставки, участвуют в экскурсиях и массово-фестивальных представлениях. Это категория туристов ориентирована на активные, познавательные виды туризма, является основным потребителем продуктов и товаров местного производства, сувениров, водных видов туризма и обеспечивает местному населению основную массу летнего дохода и тем самым пополняет бюджет курорта.
Полнота рыночных отношений характерна для частного сектора, который в тенденциях увеличения потока туристов опережает общественный сектор. Сплошная выборка картотек туристов за 2001 г., с нашей точки зрения, достаточно репрезентативна. Построенные диаграммы и графики выполнены для полного года и отдельно для сезонного периода. В расчет не принимались туристы из городов, численность которых в общем потоке не превышала 1 %. Они отнесены в графу «прочие». Этим объясняется большая доля прочих туристов - 25%.Основная география регионов-поставщиков туристов для Геленджика приходится на города, перечисленные в приложение А). Там же представлены данные по количеству прибытий, дней пребывания и по половому признаку, в процентном и абсолютном отношении. [16]
Наибольшее количество туристов прибывает из Москвы - 21,1 %, Санкт-Петербурга - 7,5%, Краснодара - 4,2%, Тюмени - 3,3%, Екатеринбурга - 3,8% (графическая интерпретация представлена в приложении Б) Средний возраст мужчин 33,2 года, средний возраст женщин в около 30 лет. Доходы и расходы отражены в приложении В. [12, с. 24].
Сегментировать туристский рынок Геленджика довольно сложно, так как 35% от общего числа туристов относятся к категории «дотированных». Они не несут бремя материальных затрат по отдыху и имеют льготы по проезду (приложение Г).
Для более глубокого исследования взаимосвязи социально экономических явлений рассмотренные статистические методы часто оказываются недостаточными, ибо они не позволяют выразить имеющуюся связь в виде определенного математического уровня, характеризующего механизм взаимодействия факторных и результативных признаков. Это устраняет метод анализа регрессий и корреляций—регрессионно – корреляционный анализ, являющийся логическим продолжением, углублением более элементарных методов.
В таблице 6 нами проведен регрессионно-корелляционный анализ по показателям численность туристов и выручки (валовой доход) от реализации услуг (работ, продукции).
Таблица 6 – Корреляционно-регрессионный анализ численности туристов города – курорта Геленджик за период 1995 – 2002 гг
Года |
Численность туристов, мил. человек (X) |
Выручка, мил. рублей (Y) |
X2 |
XY |
YX |
1995 |
0,0256 |
0,3710 |
0,0007 |
0,0095 |
0,2529 |
1996 |
0,3000 |
0,3900 |
0,0900 |
0,1170 |
0,3665 |
1997 |
0,7200 |
0,4150 |
0,5184 |
0,2988 |
0,5404 |
1998 |
0,7800 |
0,4500 |
0,6084 |
0,3510 |
0,5653 |
1999 |
1,5000 |
0,7450 |
2,2500 |
1,1175 |
0,8634 |
2000 |
1,5000 |
0,8310 |
2,2500 |
1,2465 |
0,8634 |
2001 |
1,5500 |
0,9560 |
2,4025 |
1,4818 |
0,8841 |
2002 |
1,6000 |
1,0830 |
2,5600 |
1,7328 |
0,9048 |
Итого |
7,9756 |
5,2410 |
10,6800 |
6,3549 |
,
,
Теснота связи (по шкале Чердока) равна 45,38%, то есть она умеренная и связь прямая. Она показывает на сколько выручка зависит от численности туристов.
Рисунок 3 – Корреляционно-регрессионный анализ
Условное обозначение:
X – Численность туристов, мил. человек,
Y – Выручка, мил. рублей
15% приобретающих путевки здравниц в турфирмах или непосредственно в здравницах - это граждане, имеющие годовой доход 150-200 тыс. руб. в год. Данный расчет вытекает из «Баланса денежных доходов и расходов населения», где дискреционный доход равен 6,8-10%. Это означает превышение доходов над расходами, которое человек может истратить на отдых стоимостью 50-60 тыс. за 14 дней (путевка и покупка, посещение ресторанов и культурных мероприятий). Такую категорию туристов можно отнести к предпринимателям среднего бизнеса.
8,8% туристов - это дети. Они также относятся к дотированным посетителям, так как социальные органы управления всех уровней выделяют дотации на приобретение путевок в детские оздоровительные и спортивные летние лагеря.
31,2% - это туристы, имеющие годовой доход на человека 90-150 тыс. руб. в год. Они способны оплатить отдых и питание в частном секторе. К ним относятся предприниматели малого бизнеса и высокооплачиваемые работники из регионов, где уровень доходов в 10-20 раз превышает средний российский. Это Москва, Тюмень, Надым и так далее.
10% региональных туристов выходного дня из южных областей России - люди среднего уровня достатка. Они размещаются во временных базах и кемпингах и прибывают на курорт своим личным транспортом. [3, с. 84-85]
В Геленджике подведены итоги 2003 года, курортно-оздоровительного сезона. Как сообщает администрация города-курорта, в этом году здесь отдохнуло 1150 тысяч человек, что на 20% больше аналогичного показателя 2002 года. Гостей принимали 150 учреждений санаторно-курортного комплекса и около 5 тысяч квартиросдатчиков, которых нынешним летом было зарегистрировано на 12% больше, чем в прошлом. Общее количество мест, предоставленных для отдыха курортникам, составило 55 тысяч (таблица 7). [20]