В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась.
Методом непреднамеренной случайной выборки в июне - сентябре. 2002 года с помощью специально разработанной анкеты были опрошены 3012 отдыхающих в Анапе и 403 отдыхающих в Геленджике. Возрастной состав опрашиваемых на этих курортах несколько различался. В Анапе преобладали дети до 18 лет (19,3% опрошенных) и молодые люди 18-30 лет (27,3%) при равномерном представительстве остальных возрастных категорий. Это подтверждает статус Анапы как семейного и детского курорта. Среди опрошенных на курорте Геленджик преобладает группа лиц в возрасте 31-40 лет. В Анапе, напротив, около 34% отдыхающих учащиеся, пенсионеры или иждивенцы. Соответственно, рекреанты, выбравшие для летнего отдыха Геленджик, относились к более обеспеченным слоям населения. 73% из них имеют ежемесячный доход свыше 4 тысяч рублей, тогда как среди отдыхающих Анапы 57% получают меньше этой суммы. Такая разница вполне объяснима, если иметь в виду, что средства социальных детских санаторно-курортных программ, традиционно направляемых для приобретения путевок в здравницы Анапы, подверглись при реформе соцстраха наименьшим сокращениям. Поэтому социальный компонент на этом курорте оказался более выражен. 73% отдыхавших в Геленджике покупали путевки за свой счет, тогда как в Анапе таких людей оказалось меньше(65%). [12, с. 11]
Таблица 7 – Число мест и численность отдыхавших
Наименование |
Число мест, тыс. единиц |
Численность отдыхавших, тыс. человек | ||||||
круглогодовых |
в месяц максимального развертывания |
всего |
в т. ч. по путевкам | |||||
2002 |
2001 |
2002 |
2001 |
2002 |
2001 |
2002 |
2001 | |
Всего по краю из них |
90,7 |
87,5 |
200,9 |
198,3 |
1889,1 |
1952,4 |
1496,2 |
1575,1 |
г. Анапа |
14,3 |
14,9 |
29,9 |
35,4 |
252,7 |
311,0 |
246,0 |
287,4 |
г. Геленджик |
11,2 |
10,1 |
28,1 |
31,1 |
248,5 |
293,0 |
212,8 |
255,0 |
г. Ейск |
0,5 |
0,5 |
4,0 |
3,7 |
24,5 |
29,1 |
23,0 |
22,4 |
г. Новороссийск |
0,4 |
0,4 |
6,4 |
6,2 |
29,8 |
43,6 |
28,3 |
40,0 |
г. Сочи |
50,8 |
46,4 |
66,7 |
64,6 |
722,5 |
754,5 |
560,4 |
550,8 |
Темрюкский район |
7,5 |
7,8 |
34,4 |
45,7 |
33,1 |
38,9 | ||
Туапсинский район |
10,2 |
11,3 |
43,7 |
44,0 |
378,20 |
377,1 |
349,6 |
329,1 |
В Геленджике отдыхающих привлекают, помимо природы и климата, благоустроенные места для прогулок и великолепная набережная, чистое море и аквапарк, чистый город, вежливое отношение персонала в здравницах. К недостаткам курорта, которых в целом указано меньше по сравнению с Анапой, относятся все тот же низкий уровень сервиса и плохая организация общественного питания.
Твердое намерение посетить Геленджик еще раз высказали 52,8% опрошенных, не определились 12,9% и треть (34%) решительно отказываются приезжать сюда вновь. В Анапу захотели вернуться 21.2%, практически столько же (23,9%) также твердо решили этого не делать. Потенциальную возможность для формирования приверженцев Анапы представляют 55% респондентов, не определившихся с оценкой. Косвенно эти цифры подтверждаются и коэффициентом повторности (процент отдыхающих, посещавших данные курорты раньше). Он выше у Геленджика - 62,3% против56%. У Анапы Интересные данные, полученные опрошенных в отношении эффективности избранных курортами способов продвижения рекреационного продукта разрешено указывать несколько источников. [22, с. 96]
На курорте Анапа большая часть отдыхающих узнала от турфирм (35,2%), что свидетельствует о хорошо налаженных связях здравниц с турбизнесом, и от друзей (26,7%) - Геленджик в основном рекламируют сами отдыхающие (33,5%), получившие за это в специальной литературе прозвище «маркетологи по совместительству», и СМИ (журналы и газеты - 24,3%, Интернет - 17,9%) Это говорит о том, что администрация Геленджика прикладывает много усилий для формирования положительного имиджа прогрессивно развивающегося курорта (приложение Д)). [24, с. 50-51]