рефераты по менеджменту

Статистистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае

Страница
13

Туристические услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа прибытии иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений – 14%. Согласно данным Всемирной туристической организации (ВТО), объема валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза. [18]

Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);

упрощение порядка выезда;

расширение внешних деловых контактов;

увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;

доступность цен на выездные туры;

большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм. [21, с 24-25]

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России (Сочи, Геленджик).

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

нестабильность внутренней политики;

несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто - и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);

несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;

завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;

несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;

недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж, как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;

отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров (приложение И).

Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. В туристской отрасли первичная занятость к 2000г. составляла 212 млн. человек, или 10,6% общей численности занятых. С учетом высокого мультипликативного эффекта стимулируется вторичная занятость в других отраслях экономики.

Заключение

Туризм выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.

По прогнозам ВТО, к 2010 г. число туристских прибытий превысит 1 млрд. человек, к 2020 г.- составит 1,6 млрд. человек; мировые доходы от туризма в 2020 г. возрастут до 2 трлн. долл. Анализируя изменение основных экономических показателей развития данной отрасли, можно сделать вывод, что туризм за последние 15 лет развивался высокими темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранялась положительная тенденция к росту.

В России туризм пока не достиг таких впечатляющих результатов и находится на стадии становления. Наиболее благоприятным для развития туризма в России был 2000 г., когда число прибытий в страну составило более 20 млн. человек, а общий выездной поток превысил 18 млн. человек. Однако, по данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстата России), из общего числа прибытий въездной туристский поток составил лишь 2,6 млн. человек, выездной туристский поток - 4,9 млн. человек.

Можно сделать вывод, что в настоящее время растет спрос на городские школьные лагеря с дневным пребыванием, профильные и санаторного типа лагеря, при общем снижении потребности в загородных оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха.

Курортное дело можно смело назвать одной из отраслей нашей экономики. И эта отрасль, так же как и другие, требует вложений капиталов.

Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. В туристской отрасли первичная занятость к 2000г. составляла 212 млн. человек, или 10,6% общей численности занятых. С учетом высокого мультипликативного эффекта стимулируется вторичная занятость в других отраслях экономики.

В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась.

На основании изложенного можно сделать выводы о том, туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.

Регионы

Количество прибытий

Средний возраст, лет

Продолжительность пребывания, дни

Пол

всего

В % к итого

м

ж

пол

Среднее количество дней

Всего

В % к итогу

м

ж

м

ж

м

ж

Архангельск

50

63

113

2,2

35,2

35

484

729

10

12

1213

2,4

Башкирия

43

43

86

1,7

34,2

32,2

425

411

10

10

836

1,6

Белгород

31

38

69

1,3

35,4

34,7

296

489

10

13

785

1,5

Волгоград

35

57

92

1,8

35,1

34,2

333

580

10

10

913

1,8

Воронеж

35

44

79

1,5

34,1

34,2

414

413

12

9

827

1,6

Екатеринбург

86

113

199

3,8

32,6

33,1

871

1205

10

11

2076

4

Иваново

27

24

51

1

30,4

29

239

209

9

9

448

0,9

Калуга

22

26

48

0,9

30,8

32,5

222

643

10

25

865

1,7

Коми

62

57

119

2,3

33,7

34,4

609

5330

10

9

1142

2,2

Краснодар

101

113

214

4,1

34,1

34,2

1072

1310

11

12

2382

4,6

Москва

548

542

1090

21,1

34

33,8

4774

5071

9

9

9845

19,1

Мурманск

74

82

156

3

31,5

32,7

607

816

8

10

1423

2,8

Нижний Новгород

50

72

122

2,4

35,3

35,2

554

758

11

11

1312

2,6

Северная Осетия

20

31

51

1

33,1

37,4

285

477

14

15

762

1,5

Пермь

69

69

138

2,7

33

35,3

587

698

9

10

1285

2,5

Санкт - Петербург

191

195

386

7,5

35

34,3

1918

1999

10

10

3917

7,6

Ростов - на - Дону

88

98

186

3,6

34,1

34

726

1036

8

11

1762

3,4

Самара

59

78

137

2,6

33,4

33,3

677

831

11

11

1508

2,9

Саратов

25

37

62

1,2

32,9

35,3

236

394

9

11

630

1,2

Ставрополь

58

62

120

2,3

34,6

36,5

653

546

11

9

1199

2,3

Татарстан

26

26

52

1

34,1

33,6

271

233

10

9

504

1

Тула

16

30

46

0,9

35,6

32,1

147

247

9

8

394

0,8

Тюмень

88

85

173

3,3

34,5

32,7

825

838

9

10

1663

3,2

Ярославль

28

38

66

1,3

30,6

34,2

260

479

9

13

739

1,4

Прочие

610

707

1317

25,5

34,4

34

5807

7191

10

10

12998

25,3

Всего…

2442

2730

5172

100

   

23292

28136

10

10

51428

100

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту