Туристические услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа прибытии иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений – 14%. Согласно данным Всемирной туристической организации (ВТО), объема валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза. [18]
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:
новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
упрощение порядка выезда;
расширение внешних деловых контактов;
увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
доступность цен на выездные туры;
большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).
Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм. [21, с 24-25]
Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России (Сочи, Геленджик).
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
нестабильность внутренней политики;
несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто - и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж, как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.
Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров (приложение И).
Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. В туристской отрасли первичная занятость к 2000г. составляла 212 млн. человек, или 10,6% общей численности занятых. С учетом высокого мультипликативного эффекта стимулируется вторичная занятость в других отраслях экономики.
Заключение
Туризм выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.
По прогнозам ВТО, к 2010 г. число туристских прибытий превысит 1 млрд. человек, к 2020 г.- составит 1,6 млрд. человек; мировые доходы от туризма в 2020 г. возрастут до 2 трлн. долл. Анализируя изменение основных экономических показателей развития данной отрасли, можно сделать вывод, что туризм за последние 15 лет развивался высокими темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранялась положительная тенденция к росту.
В России туризм пока не достиг таких впечатляющих результатов и находится на стадии становления. Наиболее благоприятным для развития туризма в России был 2000 г., когда число прибытий в страну составило более 20 млн. человек, а общий выездной поток превысил 18 млн. человек. Однако, по данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстата России), из общего числа прибытий въездной туристский поток составил лишь 2,6 млн. человек, выездной туристский поток - 4,9 млн. человек.
Можно сделать вывод, что в настоящее время растет спрос на городские школьные лагеря с дневным пребыванием, профильные и санаторного типа лагеря, при общем снижении потребности в загородных оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха.
Курортное дело можно смело назвать одной из отраслей нашей экономики. И эта отрасль, так же как и другие, требует вложений капиталов.
Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. В туристской отрасли первичная занятость к 2000г. составляла 212 млн. человек, или 10,6% общей численности занятых. С учетом высокого мультипликативного эффекта стимулируется вторичная занятость в других отраслях экономики.
В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась.
На основании изложенного можно сделать выводы о том, туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.
Регионы |
Количество прибытий |
Средний возраст, лет |
Продолжительность пребывания, дни | |||||||||
Пол |
всего |
В % к итого |
м |
ж |
пол |
Среднее количество дней |
Всего |
В % к итогу | ||||
м |
ж |
м |
ж |
м |
ж | |||||||
Архангельск |
50 |
63 |
113 |
2,2 |
35,2 |
35 |
484 |
729 |
10 |
12 |
1213 |
2,4 |
Башкирия |
43 |
43 |
86 |
1,7 |
34,2 |
32,2 |
425 |
411 |
10 |
10 |
836 |
1,6 |
Белгород |
31 |
38 |
69 |
1,3 |
35,4 |
34,7 |
296 |
489 |
10 |
13 |
785 |
1,5 |
Волгоград |
35 |
57 |
92 |
1,8 |
35,1 |
34,2 |
333 |
580 |
10 |
10 |
913 |
1,8 |
Воронеж |
35 |
44 |
79 |
1,5 |
34,1 |
34,2 |
414 |
413 |
12 |
9 |
827 |
1,6 |
Екатеринбург |
86 |
113 |
199 |
3,8 |
32,6 |
33,1 |
871 |
1205 |
10 |
11 |
2076 |
4 |
Иваново |
27 |
24 |
51 |
1 |
30,4 |
29 |
239 |
209 |
9 |
9 |
448 |
0,9 |
Калуга |
22 |
26 |
48 |
0,9 |
30,8 |
32,5 |
222 |
643 |
10 |
25 |
865 |
1,7 |
Коми |
62 |
57 |
119 |
2,3 |
33,7 |
34,4 |
609 |
5330 |
10 |
9 |
1142 |
2,2 |
Краснодар |
101 |
113 |
214 |
4,1 |
34,1 |
34,2 |
1072 |
1310 |
11 |
12 |
2382 |
4,6 |
Москва |
548 |
542 |
1090 |
21,1 |
34 |
33,8 |
4774 |
5071 |
9 |
9 |
9845 |
19,1 |
Мурманск |
74 |
82 |
156 |
3 |
31,5 |
32,7 |
607 |
816 |
8 |
10 |
1423 |
2,8 |
Нижний Новгород |
50 |
72 |
122 |
2,4 |
35,3 |
35,2 |
554 |
758 |
11 |
11 |
1312 |
2,6 |
Северная Осетия |
20 |
31 |
51 |
1 |
33,1 |
37,4 |
285 |
477 |
14 |
15 |
762 |
1,5 |
Пермь |
69 |
69 |
138 |
2,7 |
33 |
35,3 |
587 |
698 |
9 |
10 |
1285 |
2,5 |
Санкт - Петербург |
191 |
195 |
386 |
7,5 |
35 |
34,3 |
1918 |
1999 |
10 |
10 |
3917 |
7,6 |
Ростов - на - Дону |
88 |
98 |
186 |
3,6 |
34,1 |
34 |
726 |
1036 |
8 |
11 |
1762 |
3,4 |
Самара |
59 |
78 |
137 |
2,6 |
33,4 |
33,3 |
677 |
831 |
11 |
11 |
1508 |
2,9 |
Саратов |
25 |
37 |
62 |
1,2 |
32,9 |
35,3 |
236 |
394 |
9 |
11 |
630 |
1,2 |
Ставрополь |
58 |
62 |
120 |
2,3 |
34,6 |
36,5 |
653 |
546 |
11 |
9 |
1199 |
2,3 |
Татарстан |
26 |
26 |
52 |
1 |
34,1 |
33,6 |
271 |
233 |
10 |
9 |
504 |
1 |
Тула |
16 |
30 |
46 |
0,9 |
35,6 |
32,1 |
147 |
247 |
9 |
8 |
394 |
0,8 |
Тюмень |
88 |
85 |
173 |
3,3 |
34,5 |
32,7 |
825 |
838 |
9 |
10 |
1663 |
3,2 |
Ярославль |
28 |
38 |
66 |
1,3 |
30,6 |
34,2 |
260 |
479 |
9 |
13 |
739 |
1,4 |
Прочие |
610 |
707 |
1317 |
25,5 |
34,4 |
34 |
5807 |
7191 |
10 |
10 |
12998 |
25,3 |
Всего… |
2442 |
2730 |
5172 |
100 |
23292 |
28136 |
10 |
10 |
51428 |
100 |