Остановимся на некоторых проблемах, которые препятствуют развитию детского туризма. Прежде всего, массовый детский отдых не должен быть дорогим. Дети не столь требовательны к уровню комфорта: они согласны жить вчетвером и вшестером, путешествовать в плацкартном вагоне. Это помогает снизить себестоимость тура. Но дешевая путевка может означать низкую оплату для сотрудников. В результате. На работу привлекается персонал с плохим уровнем профессиональной подготовки.
Важная проблема - отсутствие законодательной базы. В 1998 г. был принят закон «О внесении дополнений и изменений в 3акон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка». Поправки предусматривали государственную защиту детских оздоровительных учреждений, финансирование из федерального бюджета и ряд других положений. Сегодня ежегодно выделяемые из бюджета средства приходится «выбивать». Ситуация изменилась бы с принятием соответствующего закона. Разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей. В ближайшее время документ будет утвержден, а пока работают только ведомственные нормативные акты. [7 с. 112]
С повышением налогов стали расти цены на путевки. Еще одна проблема - налог на землю. Если не решить эти вопросы законодательно, можно потерять наши детские здравницы – они станут не по карману большинству родителей. Одна из главных проблем государственная или ведомственная принадлежность значительной части детских здравниц. Местным органам самоуправления или руководителям предприятий не до их содержания. Разваливается то, что создавалось с таким трудом.
Отсутствуют налаженные связи между здравницами и турпредприятиями: чтобы повысить заполняемость лагерей детского отдыха, администрация не привлекает к сотрудничеству турфирмы.
Одна из важных проблем связь. Детские здравницы расположены, как правило, в сельской местности и, чтобы позвонить, приходится иногда ехать в областной центр. Как считают в компании "Ост-Вест", из-за всех этих проблем на отечественные центры отдыха и Крым приходится только 15% реализуемых детских туров. 80% клиентов предпочитают Болгарию, Словению и Венгрию.
Переезд детей в плацкартном вагоне - тоже проблема. Хотя такой способ передвижения снижает себестоимость путевки и повышает безопасность детей, которые находятся на виду у сопровождающих, родителей трудно в этом убедить. Отправляя детей за рубеж, компания сама должна позаботиться об их безопасности, что вызывает дополнительные расходы.
Одна из существенных проблем - детский травматизм. Несмотря на ошеломляющую статистику, в России нет ни одной государственной программы по его снижению. На современном этапе существует и проблема дифференциации предлагаемых услуг. Турфирмы предлагают целый спектр предложений для клиентов любого достатка, а вот в отношении детского отдыха такой гибкости нет. Доля родительских денег в оплате летнего отдыха детей сегодня лишь 8%, но есть серьезный потенциал, с которым нужно работать, расширяя спектр предложений.
Существенным фактором, способным оказать большое влияние на развитие детского туризма, является демография, причем основной интерес для данного исследования вызывает анализ населения России повозрастному признаку от 7 до15 лет, представляющий основной сегмент детского туристского рынка. По данным Госкомстата, общая численность населения России составляет 143 954 391 человек. Численность населения моложе трудоспособного возраста (до15 лет) - 26 765 307 человек (примерно 18,6% от общей численности), из них 17 791 856 (66,5%) - возрастная группа от 7 до 15 лет и 8 973 451 (33,5 %) - до 6 лет.
Данные Госкомстата РФ на 1 января 2002 г., приведенные в таблицах, позволяют сделать следующие выводы:
Удельный вес численности молодежи в общей численности населения России составляет 18,6%, причем более чем на половину (66,5%), данная возрастная группа представлена детьми 7-15 лет.
Наиболее высокая численность детей в возрасте 7-15 лет преобладает в таких федеральных округах РФ, как Приволжский (22,8%), Центральный (22,4%) и Южный (16,4%). В Краснодарском крае численность населения в возрасте моложе трудоспособного возраста составляет 4987583, в возрасте от 0-15 лет – 947077. Удельный вес общей численности равен – 19,0. Однако если посмотреть по регионам, входящим в состав федеральных округов, картина несколько меняется. Наиболее высокой численностью обладают Москва и Московская область Центрального округа (8,5%), Санкт-Петербург и Ленинградская область Северо-3ападного округа (3,6%), Краснодарский край Южного округа (3,5%), Республика Башкортостан Приволжского округа (3,3%) и Свердловская область Уральского округа (3%).
Численность детей в возрасте 7-15 лет как в целом по России, так по отдельным ее регионам, является на сегодняшний день хорошим показателем для рынка детского туризма России. Как правило, туристский рынок России ориентируется на две возрастные группы: 7-15 лет и 16-54/59лет, Туристский рынок экономически развитых стран рассматривает и третью составляющую пенсионеров. По состоянию на 1 января 2002 г. на тысячу лиц трудоспособного возраста приходится 306 детей, что составляет 30,6%, а значит, почти треть рынка потребителей - дети. (таблица 9) [18, с. 28-29]
Каждый родитель стремится обеспечить своему ребенку хороший отдых. И это определяет устойчивый спрос на детский туризм. Другой важный фактор, способствующий стабильной динамике широкого спектра предложений по детскому отдыху, - социальная составляющая.
Таблица 9 – Десять регионов РФ с наибольшей численностью населения в возрасте 7-15 лет
Регион |
Численность, чел. |
Удельный вес от общей численности населения РФ в возрасте 7-15 лет, % |
г. Москва и Московская область |
1518687 |
8,50 |
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область |
646075 |
3,60 |
Краснодарский край |
621408 |
3,50 |
Республика Башкортостан |
588234 |
3,30 |
Свердловская область |
539503 |
3,00 |
Республика Татарстан |
513259 |
2,90 |
Ростовская область |
507782 |
2,85 |
Тюменская область |
452694 |
2,55 |
Челябинская область |
450089 |
2,53 |
Республика Дагестан |
409248 |
2,30 |